|
дезинтеграции систем, находящихся в худших условиях реализации. Поэтому можно
сказать, что кооперация людей в диадах (как и в квадре или соционе) ни что иное,
как кооперация меридианов. Или сложное взаимодействие систем инь и ян.
Ключ зажигания
Феномен дуальности человека можно объяснить и таким образом: по- видимому, при
наличии 16 типом ИМ и ЭМ есть только восемь типов присущего организму человека
ритма или восемь типов реактивности организма. Точнее, основой дуализации
является тождественность последовательности, в которой "раскручиваются"
механизмы ИМ и ЭМ дуалов. Проявляется эта тождественность при любой совместной
активности. Особенно явно она заметна в начале нового рабочего дня, когда слова
и жесты одного служат как бы пусковым ключом зажигания другого. А также при
сексуальных играх. По этому вопросу психологи - специалисты по семье Н. и А.
Обозовы в статье "Диагностика супружеских затруднений" пишут: "...для
психофизиологического общения имеют значения не только чисто сексуальные
характеристики партнеров (тип половой конституции, половая потенция и т.п.), но
и ... реактивность организма, психодинамические характеристики поведения...
Вследствие этого, причиной неудовлетворенности некоторых супругов является не
сексуальный контакт в узком смысле слова, а форма эротических игр, проявление
сексуальной заинтересованности...". Поэтому - добавим мы,- кто однажды попал в
объятия дуала, не склонен менять их не что-либо другое. При отношении
дополнения нет сексуально холодных людей.
Братья наши меньшие
С точки зрения соционики, основное отличие между психикой человека и животных -
в соционности. Психика вида homo sapiens представляется совокупностью
шестнадцати особей людей различных типов ИМ. Психику животных полностью
представляет одна единственная особь. Хотя вполне возможно, что у парных есть
целых два типа ИМ.
Мы не утверждаем, что у животных высшего порядка отсутствует тип
информационного метаболизма. Наоборот. Только, нам кажется, что у них это
врожденный видовой признак. У человека тип ИМ формируется в ранние детские
годы; животное наследует родительский тип.
Если это так, понятно, почему мозг человека так отличается по своему объему.
Мозг животного просто экономнее и поэтому - меньше. В нем заложена возможность
одного единственного типа ИМ. В мозгу же человека при рождении заложено восемь
разных возможностей (восемь типов ИМ дают индивидуумы с одним расположением
полушарий, восемь с другим, одна из которых реализуется под влиянием наиболее
близкого ребенку взрослого). Это требует больших резервных площадей, которые
потом используются для чего-то другого.
По той же причине, организм животных более устойчив в отношении многих
заболеваний. Из-за отсутствия соционной дополняемости они просто более
самостоятельны, их меридианы работают более равномерно. Животное и лечится
лучше человека, потому что отлично чувствует нарушение работы любого меридиана
и чисто "инстинктивно" использует эффективные методы лечения: голод, лечебные
травы и т.п. Она всем своим телом, всеми меридианами чувствует, что должно
помочь. По-видимому, и нарушения функционирования отдельных систем организма
они замечают намного раньше.
Исследование модели ИМ человека показывает нам, что 16 типов ИМ - предел
возможностей нашей модели дифференцированного отражения мира. Нет основания
утверждать, что представители животного мира пользуются качественно другими
моделями. Скорее всего, высшим животным присущи модели, степень дифференциации
которых не отличается от человеческой. У животных более низкого порядка они,
наверное, менее дифференцированы.
С точки зрения сегодняшней соционики, человеку, по сравнению с другими
животными существами, удалось сохранить все шестнадцать возможных типов обмена
информацией с окружающим миров. В то время как за каждым видом животных
закреплен лишь один.
Из-за своей соционности человек слаб и несамостоятелен, не приспособлен жить в
одиночку, требует опеки и психологической поддержки соплеменников. Человечество,
по той же причине, сильно как творческими возможностями, так и разрушительной
силой разума. Это еще одно проявление философского закона единства и борьбы
противоположностей.
1 - Психологический журнал, 1982, N 2, с.8.
|
|