|
эгоист, что он черств, эмоционально или интеллектуально недостаточно развит,
что ему совершенно безразличны чувства других людей.
Пример. "Ах, какой у тебя красивый костюм, — обращается ЭТИКО-СЕНСОРНЫЙ
ИНТРОТИМ к ИНТУИТИВНО-ЛОГИЧЕСКОМУ ЭКСТРАТИМУ — И ради кого ты его надел, ради
Эльзы или Иоланты?"
Дополняющий ЭТИКО-СЕНСОРНОГО ИНТРОТИМА - ЛОГИКО-ИНТУИТИВНЫЙ ЭКСТРАТИМ, который
всегда ходит растрепанным, воспринял бы эту шутку как факт, что он достаточно
хорошо выглядит и что в его внешности достаточно уважения к другим людям, в том
числе и к девушкам. И никаких двусмысленностей не заметил бы.
Совершенно иначе с ИНТУИТИВНО-ЛОГИЧЕСКИМ ЭКСТРАТИМОМ, который тоже ходит
достаточно растрепанным, по который из-за этого постоянно переживает, ему это
неприятно и он никогда не уверен в том, достаточно ли хорошо выглядит и не
шокирует ли людей. Эти переживания снимают только заверения дополняющего его
СЕНСОРНО-ЭТИЧЕСКОГО ИНТРОТИМА. Если нет дополняющего, он старается, чтобы его
одежда была «от хорошего портного», что исключает любые сомнения по этому
поводу. Поэтому первую часть вышеупомянутого замечания-шутки он воспримет как
нужное ему заверение. А вот вторая его больно задевает, так как его СУПЕРЭГО
отличается большой осторожностью в отношении манипуляции любыми одушевленными
предметами. Одеться ради кого-то уже является элементом такой манипуляции. Он
старается одеваться "как подобает" лишь для того, чтобы его не замечали, чтобы
не выделяться среди других людей своей группы, а не для того, чтобы обратить на
себя чье бы то ни было внимание. Такой намек становится ударом по месту
наименьшего сопротивления — загадочной третьей функции.
Попутно заметим, что ЭТИКО-СЕНСОРНЫЙ ИНТРОТИМ, когда задевают его самого,
обвиняет задевающего в желании подчинять себе других людей и злобно отмечает,
что в данном случае тот «не на такого напал». Это совершенно понятно, если
вспомним значение ведущего блока данного типа ИМ. Интеллект (ЭГО)
ЭТИКО-СЕНСОРНОГО) ИНТРОТИМА приспособлен к определенного типа власти над людьми,
и сам подчиняться другим он и не хочет, и не может. Он подчиняется лишь логике
происходящего в объективном мире. И тому, кто ему на эту логику указывает.
Зеркальные отношения
Интеллекты этих людей в силу идентичности двух наиболее развитых функций во
многом очень схожи. Однако один из них интротим, другой экстратим. Кроме того,
совершенно различны их третьи функции.
Все это влечет за собой существенные различия. Отношения осложняются тем, что в
противоположность отношениям полного тождества между ними заметно довольно
сильное притяжение. Причина этой тяги — противоположное направление импульса в
активном кольце ИМ, которое внешне проявляется как упорный поиск в другом
своего усовершенствованного Я. Отсюда обоюдная склонность "влюбляться" в
тождественные и более совершенные духовные свойства другого.
Влечение этих людей друг к другу, по-видимому, особо заметно и чревато
осложнениями, когда человеку из-за отсутствия близких людей с дополняющим типом
ИМ не хватает чувства своей значимости. Когда он мало знает, мало чувствует
себя и ему не на кого опереться, когда он привык искать опору в себе и себе
подобных, а не в дополняющих, и старается сам разобраться в своей социальной
ценности. Во втором много схожего и, кроме того, есть недостающее ему самому.
Для экстратима это уверенность интротима в себе (духовное равновесие,
невозмутимость, умение отстаивать свое внутреннее Я). Для интротима — смелость
и бесстрашие экстратима во внешнем мире. Иногда это приводит к тяжелой любви и
трудным, незрелым бракам, в которых оба отличаются похожими талантами и
отсутствием дополнения. Отсюда появление неприятных стремлений к перевоспитанию
и усовершенствованию партнеров. Они или постоянно ревнуют друг друга
(сенсорики), или чувствуют недостаток внимания — хотя бы в форме ревности
(интуитивные). Слишком они похожи: трудно и порвать, и сосуществовать.
Интересно, что к перекрестным трансакциям их отношения нe приводят. Во всяком
случае, нам не пришлось наблюдать таких явлений даже тогда, когда люди
изощрялись в издевательствах друг над другом. По-видимому, из-за того, что у
них нет возможности задеть слаборазвитые функции коммуниканта. Так называемый
скрытый смысл сообщения до них не доходит, "отскакивает".
Пример из семейной жизни: "Аня, — кричит из кухни ИНТУИТИВНО-ЭТИЧЕСКИЙ
ЭКСТРАТИМ, — чайник закипел". Аня, ЭТИКО-ИНТУИТИВНЫЙ ИНТРОТИМ, понимая, что муж
об этом важном событии оповещает ее, вместо того чтобы выключить газ самому,
бросает дело, которым занималась, со страдальческим выражением лица приходит на
кухню и молча выключает газ.
Совершенно по-другому вела бы себя жена с дополняющим типом ИМ, то есть
СЕНСОРНО-ЛОГИЧЕСКИЙ ИНТРОТИМ, которая для того и существует, чтобы подсказывать
супругу, какие действия являются разумными. Она преспокойно отозвалась бы:
"Выключи", и все остались бы довольны. Жена — тем, что муж без нее не может
обойтись, муж убедился бы, что на жену всегда можно положиться, так как
ИНТУИТИВНО-ЭТИЧЕСКИЙ ЭКСТРАТИМ не берет ответственности за объективные процессы
и полную ответственность как за отдельные поступки, так и за методы действия:
перекладывает на других.
Отношения тождества, или идентификации
Их можно назвать классическими отношениями отца и сына, матери и дочери. В
слаженных семьях, в которых муж и жена имеют дополняющие типы личности, такая
идентичность с родителями встречается довольно часто. Дочери чаще вырастают с
идентичными матери типами психики, а сыновья — отцу.
Отношения идентификации, как и отношения дополнения, необходимы при
формировании личности детей: никто не может стать лучшим учителем, чем
идентичный, и лучшим воспитателем, чем дополняющий. Поэтому в семьях, в которых
|
|