|
Партнерство двух этиков - явление мучительное и потому нежизнеспособное:
представьте постоянные взаимные упреки, обиды, ссоры и выяснения отношений;
постоянные нотации и нравоучения, которые, хотя и игнорируются, но уже
давным-давно набили оскомину. Вечные напоминания о том, как любил раньше и как
любит теперь. Постоянная необходимость взвалить на себя то, что самому
выполнить трудно, но что и партнеру выполнить невозможно, поскольку он к этому
плохо приспособлен и сам нуждается в помощи. Этику крайне важно, чтобы рядом с
ним находился человек, способный в доброжелательной форме контролировать его
поступки с точки зрения их правильности, разумности, рассудительности,
способный собрать его разбросанные мысли "в точку", способный решить его
практические проблемы, способный помочь ему навести логический порядок там, где
это необходимо.
И именно таким человеком оказывается логик (мыслительный тип). Все свои
поступки логик в первую очередь продумывает с точки зрения здравого смысла и
именно поэтому он обычно уверен в правильности и логичности своего поведения,
независимо от того, что по этому поводу думают окружающие. Попробуй-ка логику
сказать, что он поступает неправильно или неразумно: он будет не столько обижен,
сколько раздражен тем, что его окружают такие идиоты.
По этой же причине альянс двух логиков также весьма проблематичен, поскольку
партнеры постоянно поучают друг друга уму-разуму, но при этом каждый остается
при своем мнении, и ни к чему, кроме взаимного раздражения и ссор, это не
приводит. Кроме того, ни один из них не сможет почувствовать себя по-настоящему
любимым, поскольку каждый будет ждать для себя каких-то убедительных
доказательств любви, но ни один из них этих доказательств не получит.
(Доказательств любви совсем необязательно ждать только от этика - их может дать
и логик, но только психологически совместимому партнеру, а таковым партнером
может быть только один из этиков.)
Для логика слова "я подумал и решил" значат очень много, в то время как этик
вполне может сказать их только ради внешнего эффекта, чтобы придать больше веса
своим словам.
Логик мыслит системно, аналитично, во всем устанавливая логический порядок:
логично - нелогично, правильно -неправильно, понятно - непонятно и т. д. Если
логику что-то непонятно, он никогда не постесняется переспросить и уточнить,
поскольку в своих умственных способностях всегда уверен. А вот этик может
постесняться переспросить, чтобы не показаться глупее других.
В интересах дел а логик руководствуется только соображениями здравого смысла -
его чувства, его симпатии в данном случае не имеют значения. Деловые отношения
логик не принесет в жертву отношениям этическим, хотя бы потому, что в
целесообразности деловых отношений он уверен, а отношения этические для него
бывают не вполне понятны.
Логик никогда не бывает уверен в этичности своих поступков, не уверен в том,
что поступает хорошо, порядочно -это для него весьма смутные ориентиры. К
этическим правилам логик чаще всего относится как к деловому предписанию и
старается им педантично следовать, разумеется, не проявляя в этой области
особого творчества.
Логик часто нуждается в логическом толковании этических принципов - иначе ему
не вполне понятно, как он должен поступать в каждом конкретном случае, чтобы не
брать лишнего греха на душу.
Природу своих чувств логик осознает очень плохо, поэтому и говорить об этом ему
очень трудно. Логик менее влюбчив, чем этик, его чувства дольше "раскачиваются",
но бывают стабильнее и продолжительнее, чем у этика. В проявлении истинных
чувств логик бывает робок и стеснителен. Иногда выставляет напоказ условную
эмоциональную маску (невозмутимости или дурашливости), за которой прячет свои
настоящие переживания. Отрицательные эмоции может проявлять более открыто и
свободно, чем положительные. А некоторые представители логического типа вообще
боятся дать выход любым своим чувствам, рассматривая эмоциональность как своего
рода помрачение рассудка.
Задавая эмоциональное настроение, логик часто "фальшивит". Не бывает уверен в
этичности своих шуток. Не уверен в отношении к нему окружающих, не уверен, что
кому-то нравится, не уверен, что любим. Опасается проявлять этическую
инициативу - не уверен, что это будет одобрено.
Не любит выяснять отношений. Для него это слишком мучительный и непонятный
процесс - боится критики своего поведения, боится, что вспылит и наговорит
много лишнего и несправедливого, боится окончательно испортить отношения.
Не способен найти выход в ситуации этического кризиса. Логику очень трудно
мириться, трудно просить прощение и признаваться в своей неправоте. (Не потому,
что он в ней уверен или неуверен: просто потому, что больно и трудно
ориентироваться в ситуации, которую он до конца не понимает.)
Во всем, что касается этических аспектов его жизнедеятельности, логик нуждается
в помощи этика. А именно: для того, чтобы быть уверенным в своей правоте и в
этичности своих поступков, чтобы быть уверенным во взаимоотношениях с людьми и
в чувствах своего партнера, чтобы свободно и естественно выражать свои эмоции,
чтобы любить и радоваться жизни.
Логика и этика - рациональные аспекты мировосприятия.
В психике каждого человека присутствуют функции, воспринимающие и логические и
этические аспекты, но это восприятие никогда не бывает равным, поскольку
восприятие одного аспекта всегда будет мешать восприятию другого. (Это
объясняется тем, что наша психика асимметрична, и это одно из условий ее жизне-
и дееспособности - в противном случае человеку было бы невозможно ни сделать
выбор, ни принять решение и он бы оказался в положении Буриданова осла,
|
|