|
изучения и анализа - это все существующие в мире объекты, а также их свойства и
функции. Экстраверт растрачивает себя на окружающую его действительность, он
как бы живет вширь, стремясь охватить все окружающие его сущности, понять и
постичь их первооснову.
* Интроверт живет как бы вглубь, "глазами вовнутрь", рассматривая и себя, и все
окружающие его объекты и сущности как часть общей системы мироздания, в которой
все подчиняется самым различным системам соотношений.
* Если для экстраверта естественно, подчиняясь какому-либо внешнему импульсу,
проявлять свою индивидуальность и поощрять это же качество у других, то
интраверт как раз посчитает большим достоинством умение считаться с другими, не
выскакивать, не высовываться, не выпячивать своих достоинств.
*Для экстраверта естественно жить жадно, насыщенно, обогащать свою жизнь новыми
впечатлениями, новыми событиями, новыми отношениями, новой информацией. Ему
удобнее придерживаться общепринятой точки зрения и высказывать общее мнение,
оставляя для себя возможность действовать по собственному усмотрению, так чтобы
его поведение не зависело от окружающих взаимоотношений, что выражается в
некотором индивидуализме, гиперактивности, возможной экспансии. На систему
взаимоотношений экстраверт чаще всего оглядывается в случае каких-то помех,
препятствий или просчетов своего поведения.
* Для интраверта естественно увязывать в определенные системы отношений уже
прежде увиденное, понятое, прочувствованное. Размышлять о собственных
сложившихся взаимоотношениях, анализировать системы взаимоотношений, обогащать
их новой информацией. И именно поэтому интраверт в первую очередь больше
доверяет своему собственному мнению, чем мнению окружающих, поскольку сбор
новой информации для интраверта в первую очередь определяется интересами его
системы отношений. По этой причине интраверт не так открыт для всего нового,
как экстраверт. Всякую новую информацию он воспринимает "порциями": воспринял,
определил свое к ней отношение, нашел ей место в своей системе взглядов и
только после этого готов к дальнейшему восприятию.
*Если экстраверт может подолгу не отводить взгляд, то интраверт просто не в
состоянии смотреть не отрываясь, ему необходима хотя бы доля секунды для того,
чтобы отвести взгляд и "переварить" увиденное, для того, чтобы обработать
полученную информацию, адаптировать ее к своей системе отношений.
*Экстраверт активно взаимодействует с окружающим миром, проявляет инициативу,
решает свои проблемы посредством влияния на окружающих, расширяет сферу своего
воздействия, а следовательно, и круг своих знакомств.
* Интраверт занимает менее активную, более наблюдательную позицию, поскольку
рассматривает себя как следствие каких-то взаимодействий; больше интересуется
качеством этих взаимодействий, т. е. качеством собственных отношений, стараясь
самостоятельно и без посторонней помощи во всем разобраться. Заботясь в первую
очередь о качестве своей психологической среды, интраверт очень избирательно
расширяет круг своих знакомств, стараясь избавить себя от возможно неприятных
внешних воздействий и от обременительных отношений.
Экстравертность и интровертность - важнейшие условия психологического
дополнения - если один как бы больше "излучает", то другой - "поглощает"; один
больше говорит, другой больше слушает, один предпочитает воздействовать, другой
предпочитает приспосабливаться и т. д.
Оценивая в первую очередь качественный потенциал объектов и по мироощущению
определяя себя объектом среди объектов, экстраверт сориентирован на собственное
качественное развитие, и именно поэтому он критично относится к претензиям,
высказанным в его адрес. Экстраверт менее всего желает меняться, он
предпочитает, чтобы его воспринимали только таким, какой он есть.
По мироощущению человек интровертной установки рассматривает себя как объект
воздействия в системе взаимоотношений, поэтому интраверт сориентирован на
развитие тех качеств, которые необходимы ему для усовершенствования его системы
взаимоотношений.
Критические замечания ему тоже неприятны, но уже по другой причине - потому что
интраверт постоянно сам приспосабливается к существующей системе
взаимоотношений, постоянно воздействует на себя ради системы отношений,
поскольку рассматривает себя как ее часть. Сказать интраверту. "Ты работаешь в
коллективе, ты обязан со всеми считаться!" - значит очень жестоко его обидеть,
значит все его старания приспособиться к коллективу оказались напрасными,
поскольку остались незамеченными. Сказать экстраверту: "Давай-ка меняйся в
лучшую сторону!" - тоже обидно, поскольку он считает, что только этим и
занимается.
И экстраверт, и интраверт будут неохотно подчиняться требованиям чуждой им
системы отношений. Поэтому для полного дополнения между экстравертом и
интравертом должно быть соответствие между системой взаимоотношений и качеством
объекта, должно быть соответствие между объективными и субъективными ценностями.
Например, экстраверт с доминирующей деловой логикой старается не иметь дело с
теми, кто привык "играть не по правилам", следовательно, такому экстраверту
самым подходящим партнером будет интраверт, для которого первостепенную
ценность имеют нравственные этические отношения: именно в этом случае
произойдет совместимость и качеств и отношений.
Теперь мы видим, что экстраверсия и интроверсия - это не только позиция
мироощущения, но это еще и качественные характеристики важнейших аспектов
мировосприятия, (т. е. то, с чего мы начали изучение соционики).
Из соотношений экстравертных и интровертных аспектов как раз и выстраиваются
целостные системы взглядов, жизненных принципов и психологических ценностей.
Именно совпадение этих соотношений и является важнейшим условием
|
|