Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Соционика :: Роман Седых - Информационный психоанализ.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-
 
взаимодействия представляют диалектическую пару. Естественно ожидать, что то же 
самое можно сказать и про отражение этого разделения в психике.
    Действительно, психика имеет две фундаментальные функции: первая 
ответственна за обработку информации о взаимодействиях, другая — об объектах. 
Одна из этих функций обязательно доминирует в сознании. Другая относительно 
подавлена, вытеснена в бессознательное. Человек обращает внимание на 
соответствующие аспекты, только если положение в них грозит катастрофой, или 
даже, как это нередко бывает, он уже довел себя до серьезных неприятностей.4
    Даже тот, кто совершенно не знаком с психологией, способен отличить 
соматика от релатика. Но при первом (втором, третьем...) чтении определений 
почти невозможно решить правильно, к какой категории следует отнести себя, тем 
более, что с точки зрения количества, а не качества каждый по-своему проявляет 
этот (равно как и любой другой) признак.
    Непременно какая-то установка — либо соматичная, либо релатичная — 
преобладает, что приводит к качественному отличию, которое, в первую очередь, и 
интересует соционику. Но как бы то ни было, количественные проявления 
существуют и приводят к бесконечному разнообразию проявлений обоих типов. Но в 
поведении и той, и другой группы можно выделить простые и обыденные черты — 
следствия их фундаментальных свойств.
    1. Для соматика источник и мера всего остального — объект и произошедшее с 
объектом. Самоощущение соматика: «Я — объект среди объектов. И чем лучше я сам 
разовью свои качества, чем лучше буду я, тем лучше будет мое взаимодействие с 
другими людьми». Соматики считают, что это мнение разделяют и другие люди. 
Стремление к самосовершенствованию для этого типа естественно и дается более 
или менее легко, если не мешают преграды неожиданных чувств, болезней, нехватки 
времени, конфликтов на службе, то есть пока жертвы и невнимание к 
взаимодействиям не приводят к появлению проблем, которыми уже нельзя пренебречь.

    У релатика источник и мера — это взаимодействия, отношения и чувства. 
Судьба объекта для него — всегда следствие каких-то его взаимодействий. То есть 
скорее сознание определяет бытие (у соматика — наоборот). Самоощущение 
релатика: «Я — ситуация (сумма отношений и чувств) среди других таких же 
ситуаций. Человек — это прежде всего его взаимодействия и его отношение к 
происходящему. Если человека не ценят, следовательно, он не наладил отношения». 
Точно так же, если человек испытывает дискомфорт, значит, не прислушался к 
своим ощущениям и не отрегулировал их. Если попусту потратил время, значит, 
подавил свои предчувствия, которые могли бы его уберечь. Релатик заботится о 
качестве своих отношений, по мере сил их улучшает, не устраивает в них по своей 
инициативе революций, избегает ссор, служебных конфликтов, болезней, потерь 
времени. Свои личные (как объекта) качества зачастую приносит в жертву качеству 
и постоянству своего «психологического поля». Когда все же из-за невнимания и 
пренебрежения своими качествами возникают проблемы, то решать их приходится, 
изменяя себя. Снова ради неких, без этого не достижимых, отношений.
    2. Соматик, как правило, обращает внимание на других и происходящее с ними. 
Его дальнейшее поведение в целом сознательно определяется так, чтобы оно по 
возможности не зависело от собственных взаимодействий с этими людьми. Внешне 
это часто выглядит, как ярко выраженная социальность, инициативность, 
неспокойность. Конечно, соматик зависит и от своих взаимодействий, но 
подсознательно. Проявляется это в том, что, например, когда человек такого типа 
совершает нечто удивительное для самого себя, то почти всегда оказывается, что 
в этом виноваты именно какие-то его взаимодействия с окружающими людьми, 
которые он не хочет или не может осознать.
    Релатик не забывает особенностей собственных взаимодействий. Все 
продумывается и реализуется на основе своего субъективного восприятия. Это 
качество обычно проявляется в декларациях независимости от общества, 
самостоятельности мнений, спокойном поддерживании необходимых отношений. Иногда 
релатик совершает странные со своей точки зрения поступки, которые могут даже 
идти во вред его взаимодействиям с окружающими людьми и предметами. При анализе 
оказывается, что в подсознании релатика прочно укоренились некоторые 
распространенные мнения, оценки, которые он не может преодолеть хотя бы потому, 
что он их не осознает. Осознание такого рода вещей всегда связано с внутренним 
сопротивлением.
    3. Соматику проще принять распространенную точку зрения, по возможности 
лучшую из общепринятых, что он частенько и делает. Характерны высказывание и 
защита чьего-либо мнения. Советуя, он не прочь сослаться на источник 
информации: «Это не только мое личное мнение, его разделяют люди, мнение 
которых по этому вопросу достойно уважения». Соматик легко меняет социальную 
идею, если отыскал лучшую. Ему зачастую трудно декларировать свою оригинальную 
точку зрения, есть стремление ее обосновать ну хоть чьим-то еще мнением, но, 
приняв такую точку зрения, может только с большим трудом от нее отступить.
    Релатику, наоборот, свойственно выработать собственное отношение чуть ли не 
к любой проблеме. Если он случайно и защищает общепринятое мнение, то оно, 
скорее всего, совпадает с его собственным. Советы аргументирует не столько с 
помощью ссылок на авторитеты, хотя и это бывает, сколько с помощью фразы типа 
«я так думаю» или «я это так ощущаю» и т. п. Его мнение по поводу информации 
для него самого важнее, чем сама эта информация (потому что мнение — это тоже 
отношение). Релатик обычно декларирует точку зрения как свою, даже если она 
полностью совпадает с общепринятой. Часто за это он получает претензии типа «ты 
подаешь это так, как будто сам это придумал». Собственные мнения (и отношения 
вообще) релатик меняет редко. Они выверены и хорошо устоялись. Но, если уж ему 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-