|
людьми этическим нормам. Ошибки личного плана могут надолго выбить объективика
из колеи. Если он испортил кому-то настроение или ухудшил ненароком отношения,
ему стыдно и не вполне ясно, как эту свою ошибку исправить. Вера рождается в
слабой функции — многие объективики верят в абсолютную этику. Надеются, что
существуют такие правила построения отношений, выполняя которые, можно всегда
быть счастливым и хорошим.
Напротив, любой субъективик чуть ли не с пеленок усваивает, что хорошим
всегда и для всех быть невозможно, и, надо сказать, не очень переживает по
этому поводу. Что же касается тех случаев, когда субъективику не удалось
наладить должным образом отношения или воздействовать на эмоции другого
человека, он с легкостью может и перед собой, и перед другими оправдаться.
Ошибки в чувствах их зачастую лишь раззадоривают, и они стремятся во что бы то
ни стало добиться своего. Если эти ошибки даже и расстраивают, то субъективики
относятся к ним без суеты, так как верят, что могут исправить положение.
4. Объективик относится к логическим нормам спокойно. Не переживает от того,
что не гарантирован от неразумных поступков и неверных суждений. Уверен, что с
этими своими ошибками справится, и его ум будет оценен окружающими по
достоинству.
Субъективики болезненно относятся к своим неправильным поступкам и ошибкам
в рассуждениях. Отношение таких людей к своим логическим ошибкам мало зависит
от уровня их интеллекта и от уверений окружающих в том, что от ошибок никто не
гарантирован. Логика субъективиков нормативная, они внутренне надеются, что
существуют такие логические правила, следуя которым, они смогут всегда
правильно рассуждать и поступать.
5. Объективик запросто может утонуть в личных проблемах. Хотя ему труднее,
чем субъективику, начать испытывать к кому-то глубокие и сильные чувства, но уж
если он полюбил, то способен серьезно мучиться, переживать и вообще надеяться
на отношения, которых никак нельзя достичь.
Субъективик с той же легкостью тонет в работе. Он нередко продолжает вести
рассуждения или действовать, уже чувствуя, что не во всем прав. Ему трудно
быстро перестраиваться, исправляя логические ошибки. Плохо и когда не идет
работа, и когда он делает ее неправильно.
6. Если объективику сказать с укором, что он нехорошо себя ведет, он
склонен сразу подсознательно с этим согласиться и тут же приступить к
внутреннему поиску причины этого «нехорошо».
Когда субъективика упрекают за то, что он поступил нехорошо, он достаточно
спокойно реагирует, ибо может с этим поспорить или легко исправить допущенную
им ошибку, если она действительно была.
7. Если объективику указали на неправильность его действий, он или сразу
поймет и спокойно исправится, или удивится, не увидев в случившемся никакой
особенной беды.
Когда субъективику указывают на неразумность поступков, ему заранее
нехорошо еще до того, как объяснили, в чем дело.
Во время лекций меня часто спрашивали, не означает ли субъективность (как
признак типа личности) полное отсутствие у человека какой-либо логики? То, что
одна из функций доминирует (а иначе быть не может), вовсе не означает, что она
хорошо развита с точки зрения общепринятых стандартов. Так же не значит, что
противоположная совершенно слаба. Бывают малоинтеллектуальные объективики и
очень умные субъективики, встречаются плохие люди среди субъективиков и
прекрасные — среди объективиков. Важно понимать, если мы определили человека
как объективика, то это значит, что он надеется в основном не на свое умение
ладить с людьми и улучшать их и собственное настроение, а на свое умение
работать и соображать. Для противоположного типа верно обратное.
Индивидуальные различия могут быть выражены в различной степени. Многое
зависит от воспитания, культуры, материального положения и прочих факторов. Но
как бы то ни было, на данном уровне развития общества существуют некоторые
характерные черты, свойственные типам. Они и положены в основу описаний,
сделанных в этой главе.
Соматики и релатики
(Ю. экстравертированные — интровертированные; А. экстраверты — интроверты)
Сознание соматика лучше приспособлено к решению проблем, связанных с
объектами (их формой, структурой, внутренней и внешней динамикой). Сознание
релатика — наоборот, специализируется на обработке информации о взаимодействиях.
К этому определению следует добавить собственно психологическую компоненту.
В норме соматик считает объектные ценности (качество, перспективу, деятельность
и эмоции объекта) в целом более важными, чем взаимодействия (рациональность,
гармоничность, приятность и информативность отношений). Сознанию людей этого
типа даже несколько мешает необходимость разбираться в своих взаимодействиях
как с вещами, так и с другими людьми. Они с большей охотой и легкостью жертвуют
своими взаимодействиями, стремясь сохранить и улучшить свои «объектные»
качества.
Релатик в норме, напротив, ориентируется в первую очередь на качество и
содержание своих взаимодействий с людьми и вещами. Иногда его даже раздражает
необходимость следить за «объектными» качествами. Он ими с готовностью
поступился бы, если бы это стало нужно для достижения тех качеств
взаимодействия, которых он добивается.
Таким образом, мы видим два диаметрально противоположных подхода: первый —
объект является целью, а взаимодействия выполняют по отношению к нему служебную
роль; второй — буквально противоположен первому, поскольку объект и его
|
|