|
разрешения, освобождения, нахождения новой возможности. Едва они исполнили свою
службу ступеньки или моста, как они теряют, по-видимому, всякую ценность и
отбрасываются как обременительная прибавка. Факт имеет значение лишь постольку,
поскольку он заключает в себе выходящую за его пределы возможность освободить
индивидуума от себя. Возникающие возможности являются принуждающими мотивами,
от которых интуиция не может освободиться и которым она приносит в жертву все
остальное.
А. Аугустинавичюте определяет ЧИ как функцию, которая воспринимает информацию о
потенциальной энергии объектов. К сфере этой функции относится восприятие
содержания объекта, его внутренних возможностей; программу, заложенную в
объекте, его внутреннюю структуру, любые конкретные способности человека. С
помощью ЧИ человек определяет наличие или отсутствие скрытых внутренних
способностей, возможностей. В данном описании противоречия между ЧИ и ЭИ не
отмечено.
Соционики в большинстве своем описывают ЧИ как отражение временной категории,
указывая, что есть люди, которые особенно хорошо чувствуют потенциальные
возможности объекта, которые также могут почувствовать момент, благоприятный
для того или иного дела. В целом, в большинстве описаний ЧИ повторяются
следующие высказывания: потенциальные возможности, глубинные характеристики
объектов, что согласуется с интерпретацией ЭИ с той лишь разницей, что ЭИ не
рассматривается как категория времени. Это было бы правильным, поскольку
возможности в большинстве своем статичны и присутствуют в объекте как нечто
постоянное.
В.В. Гуленко относит к сфере действия ЧИ догадки, открытия, способности. В
данном определении не подчеркивается ориентированность ЧИ на внешние объекты. Р.
К. Седых определяет ЧИ как на совокупность свойств тела (объекта) и
определяемые этими свойствами потенциальные возможности изменения объекта или
изменения его отношений с другими объектами. В некотором смысле данное
определение пересекается со сферой регулирования ЧЛ, определяемой некоторым
социониками как умение осознавать качества объектов и умение производить над
объектами действия, что подразумевает изменение отношений объекта с другими
объектами. Данное определение ЧИ подразумевает действие над объектом, активную
внешнюю позицию по отношению к нему. Из описания ЭИ вытекает, что человек по
этой функции редко переходит к действию, после определения возможностей объекта
его интерес к нему пропадает.
В целом, интерпретация ЭИ совпадает с ЧИ. Данная функция претерпела наименьшие
изменения, что не удивительно, учитывая к какому ТИМ принадлежит большинство
современных социоников.
Перейдем к описанию интровертированной интуиции (ИИ) или белой интуиции (БИ) в
современном ее понимании.
ИИ воспринимает все, что происходит на дальних планах сознания, приблизительно
с такой же ясностью с какой ЭО воспринимает внешние объекты. Поэтому для
интуиции бессознательные образы получают достоинство вещей или объектов.
Интуиция в интровертированной установке направляется на внутренние объекты, как
с полным правом можно обозначить элементы бессознательного. Внутренние объекты
относятся к сознанию совершенно аналогично внешним объектам, хотя они обладают
не психической, а психологической реальностью. Внутренние объекты кажутся
интуитивному восприятию субъективными образами вещей, которых нельзя найти во
внешнем опыте, но которые составляют содержания бессознательного, в конечном
результате коллективного бессознательного. Эти содержания сами по себе, конечно,
недоступны опыту - свойство, которое они разделяют с внешними объектами. Так
же, как внешние объекты только весьма относительно таковы, какими мы их
перципируем, так относительны и формы явлений внутренних объектов, - продукты
их недоступной нам сущности и своеобразия, интуитивной функции. Так же как
ощущение, интуиция имеет свой субъективный фактор, который в ЭИ по возможности
подавлен, а в ИИ - становится величиной, служащей мерилом. Если даже для ИИ
служат поводом внешние объекты, то она не задерживается на внешних возможностях,
но останавливается на
том, что внутренне вызывается внешними обстоятельствами. Образ очаровывает
интуитивную деятельность, она останавливается на нем и старается собрать
сведения о всех его подробностях. Она прочно удерживает образ и с живейшим
участием констатирует, как этот образ изменяется, развивается и наконец
исчезает.
Таким образом, ИИ воспринимает все явления глубины сознания почти с такой же
отчетливостью, как ЭО внешние объекты. Но так как интуиция исключает совместное
действие ощущения, то она не получает или получает лишь недостаточные знания о
расстройствах иннервации, о влиянии на тело через бессознательные образы.
Благодаря этому образы кажутся оторванными от субъекта и существующими сами по
себе, без отношения к личности.
Перейдем к описанию БИ. А Аугустинавичюте определяет БИ как функцию,
воспринимающую информацию о любых процессах, которые происходят во времени. К
сфере ее действия относится как субъективное время объекта, так и объективное
календарное время, а также продолжительность функционирования или существования
объекта, ситуацию объекта среди других объектов во времени. БИ отвечает за
восприятие промежутков времени между событиями, продолжительность отдельных
событий, последовательность событий и процессов, их ритм во времени, быстрота,
медлительность. Необходимо отметить, что различие между ИИ и БИ в данном
понимании заключается в том, что в описании ИИ не указывается, отвечает ли она
за восприятие времени как такового или нет, речь идет только о субъективных
образах, о внутренних объектах, обладающих психологической реальностью, причем
|
|