|
современном его понимании (БС).
ИО более постигает глубокие планы психического мира, чем его поверхность.
Решающим является не реальность объекта, а реальность субъективного фактора, а
именно, реальность изначальных образов, которые в их совокупности представляют
из себя психический мир зеркальных отображений. ИО не столько воспроизводит
объект, сколько покрывает его осадком стародавнего и грядущего субъективного
опыта. Субъективный фактор ощущения по существу такой же, как для других
функций, о которых уже было сказано. Он является бессознательным
предрасположением, которое изменяет восприятие органов чувств уже при их
возникновении и этим лишает их характера чистого воздействия объекта. В этом
случае ощущение относится преимущественно на субъект и только после того на
объект. Как исключительно может быть силен субъективный фактор, наиболее ясным
образом показывает нам искусство. Перевес субъективного фактора иногда доходит
до полного подавления простого действия объекта, и все-таки ощущение при этом
остается ощущением, хотя тогда оно, конечно, становится восприятием
субъективного фактора и действие объекта спускается до степени простого
возбудителя. Интровертированное ощущение развивается в этом направлении. Хотя
существует правильное восприятие органов чувств, но кажется, будто объекты не
настоящим образом запечатлеваются в субъекте, но будто бы субъект видит вещи
совсем иначе или видит другие вещи, чем прочие люди. В действительности субъект
правильно воспринимает те же вещи, что и всякий другой, но при этом не
останавливается на чистом воздействии объекта, а занимается субъективным
восприятием, вызванным объективным раздражением.
Д. Шарп, поясняя Юнга, указывает на то, что ИО тип напоминает
высокочувствительную фотографическую пластинку. Физическая чувствительность к
объектам и другим людям включает каждую малейшую деталь "как они выглядят, как
они чувствуют прикосновение, их вкус и запах, звуки, которые они издают".
Рассмотрим понятие БС. А. Аугустинавичюте относит к сфере действия данной
функции самочувствие человека, воздействие на него объектов внешнего мира, их
отражение в его самочувствии. БС воспринимает информацию о том, как процесс
отражается на внутреннем состоянии. А. Аугустинавичюте образно описывает БС как
"звучание" пространства внутри объекта. Самочувствие определяется как внешними,
так и внутренними процессами. В целом, это описание совпадает с описанием ИО за
исключением того, что сфера действия БС несколько уже, поскольку самочувствие -
это скорее следствие субъективной реакции человека на образ, нежели вся
совокупность этих реакций.
Большинство социоников определяет БС как информационную константу восприятия
человеком пространства в части способности установить свое ощущение внутри
пространства и организовать это пространство. БС понимается как функция
гармонии пространственных форм, также к ее области относят ощущение удобства и
самочувствия. В данном описании речь идет не о субъективном впечатлении
человека от объекта, а о способности организовать объект в соответствии со
своим субъективным ощущением. Впечатление еще не определяет активного поведения
по отношению к объекту, оно предполагается пассивным. БС же активно преобразует
пространство. Помимо эстетической сферы к действию БС большинство социоников
относят ощущение, наслаждение, которое нельзя интерпретировать как субъективное
отражение объекта и можно - как субъективную реакцию на объект.
В.В. Гуленко пишет о БС также как функции улавливающей комфорт, вкусовые и
телесные ощущения, состояние здоровья. В данном определении совмещается как
субъективное ощущение человека, так и его оценка внешних событий относительно
области субъективных ощущений окружающих. Интересное определение БС дает
Р.К. Седых, описывая БС как энергетические отношения между процессами; поле,
передающее энергию, относя к действию БС теплопередачу и т.п. явления. Это
совершенно иная точка зрения на природу БС, нежели в других работах. Речь идет
уже не о субъективном ощущении и не о самочувствии, а о физических процессах,
что существенно расширяет сферу действия БС и выводит ее за рамки психической
функции как таковой.
Если сделать общий вывод, то основное различие между ИО и БС заключается в том,
что ИО - реальность субъективного фактора, тогда как БС - объективная
реальность, совмещающая в себе реальные ощущения о объектов внешнего мира и от
собственного тела субъекта, но не образы этих ощущений. ИО ближе по описанию к
БИ и интуитивному восприятию мира в его современном понимании.
Далее рассмотрим экстравертированную интуицию (ЭИ) или черную интуицию (ЧИ) в
современном понимании.
ЭИ представлена в виде выжидательной установки, созерцания и всматривания,
причем всегда только последующий результат может установить сколько было
"всмотрено" в объект и сколько действительно было в нем "заложено". Интуиция не
есть только восприятие, только созерцание, но активный творческий процесс,
который столько же вносит в объект, сколько извлекает из него. К.Г. Юнг
отмечает, что данный процесс идет бессознательно, что противоречит современному
пониманию программной функции как активной, сознательной. У экстраверта, у
которого интуиция ориентирована в направлении вещей и других людей наблюдается
необычная способность ощущать то, что происходит "за сценой", под поверхностью,
интуиция "видит" через внешний слой.
Если же интуиции принадлежит первенство, то все обычные жизненные положения
кажутся закрытыми помещениями, которые интуиция должна открыть. Она постоянно
ищет выходов и новых возможностей внешней жизни. Для интуитивного мышления
каждое жизненное положение в кратчайшее время становится тюрьмой, тяжелыми
оковами, от которых нужно освободиться. Объекты время от времени, как кажется,
имеют преувеличенную ценность, тогда именно, когда они могут служить для
|
|