Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Соционика :: Невзорова Е.А. - Преобразование понятия психической функции
<<-[Весь Текст]
Страница: из 8
 <<-
 
данном же случае субъект вмешивается во внешние отношения, корректирует их. 
Есть и иные трактовки БЭ. Например, В.В. Гуленко относит к области БЭ 
привязанности, привычки и тяготения. В данном определении из сферы БЭ также 
выпадает чувство субъекта как таковое. Похожее определение дает Р.К. Седых, 
указывая на БЭ как на отношения притяжения и отталкивания между объектами. 
Здесь также не учитывается чувство самого субъекта. Фактически БЭ в таком 
понимании может существовать и между неодушевленными объектами. Разница между 
БЭ и ИЧ очевидна, поскольку ИЧ представляет собой чувство без внешнего объекта, 
а БЭ в большинстве определений - чувство ориентирующееся на внешний объект и 
распознающее данное чувство в других субъектах внешнего мира. Можно отметить, 
что БЭ по описанию ближе к ЭЧ, чем к ИЧ, поскольку и то и другое представляет 
собой чувство, ориентированное на объекты.
Следующая функция, которую мы рассмотрим - экстравертированное ощущение (ЭО) 
или черная сенсорика (ЧС) в современном его понимании.
ЭО описывается как функция, которая ориентирована на объекты, вызывающие самые 
сильные ощущения. Критерием их ценности является та сила ощущения, которая 
обусловлена их объективными свойствами. Поэтому индивид ориентируется по чисто 
чувственной фактической данности. Для человека с доминирующим ЭО ничего не 
может быть выше конкретности и действительности. Предположения, стоящие за этим 
и выше этого допускаются постольку, поскольку они усиливают ощущения. Д. Шарп, 
поясняя описание К.Г. Юнга, отмечает, что тип с усиленным ЭО выискивает те 
объекты, - и людей, и ситуации, - которые возбуждают самые сильные ощущения. 
Результатом оказывается мощная сенсорная связь с внешним миром. 
ЭО определяется преимущественно объектом, и те объекты, которые производят 
наиболее сильное ощущение, имеют наибольшее значение для психологии индивидуума.
 Отсюда происходит ясно выраженная чувственная связь с объектом. Поэтому 
ощущение есть жизненная функция, которая наделена сильнейшей жизненной силой. 
Поскольку объекты дают ощущения - они действительны и они полностью входят в 
сознание - в той мере, в какой это вообще возможно через ощущение, ? независимо 
от того, подходят ли они для рассудочного суждения или нет. Вследствие этого в 
сознание вступают все объективные явления, поскольку они вообще производят 
ощущение. Но
только конкретные чувственно воспринимаемые объекты и явления возбуждают 
ощущения в экстравертированной установке, и именно исключительно такие объекты 
и явления, которые всякий всегда и везде будет ощущать как конкретные. 
Индивидуум ориентируется на чисто чувственную реальность.
ЧС в современном ее понимании описывается как функция восприятия пространства. 
Если проанализировать описание ЧС в большинстве работ, то можно обнаружить, что 
речь идет о воздействии на объекты внешнего мира, и прежде всего о силовом 
воздействии.
Например, А. Аугустинавичюте определяет ЧС как функцию воспринимающую 
информацию о форме объекта, его кинетической энергии, и готовности ее 
использовать. С помощью ЧС человек определяет внешние качества - цвет, 
очертания, гладкость или шероховатость поверхности, внешнюю мобилизованность, 
волю человека, способность и готовность ею пользоваться по отношению к себе и 
другим. К сфере действия этой функции А. Аугустинавичюте относит также чувство 
эстетичности - неэстетичности объекта, что нехарактерно для последующих 
описаний ЧС и более относится к функции БС в современном ее понимании. Подобное 
описание ЧС дает Р. К. Седых, определяя эту функцию как совокупность тех 
свойств объекта, которые проявляются в данный момент времени и определяют ее 
конкретные отношения с другими объектами. 
То есть трактовка ЭО как ощущения от объекта прежде всего чувственного 
характера преобразовывается в восприятие свойств объекта. Причем воспринимать 
таким образом можно только конкретный, материальный объект, который "видится", 
восприятие нематериальных объектов (например, таких как знание, должность) к 
действию данной функции не относится. Фактически ЧС можно понимать как оценку 
внешних качеств объекта, что напрямую пересекается с пониманием ЧЛ в описаниях 
некоторых социоников, которые относят к сфере действия ЧЛ умение осознавать 
качества материального объекта. Такие пересечения в соционике создают трудности 
в однообразном понимании сферы действия функции. 
Посмотрим иные определения. Например, Е. С. Филатова понимает ЧС как склонность 
овладевать все новыми и новыми объектами, "завоевывать пространство". О.Б. 
Слинько включает в сферу действия ЧС помимо воли, решительности и способности 
добиваться цели, также здоровье и физическую силу, что обычно соционики относят 
к сфере действия БС. 
В работах В.В. Гуленко ЧС определяется как силовой нажим, умение подчинить 
своей воле, заставить. В данном описании говорится об установке субъекта на 
объект, но нет интерпретации ЧС как информационной функции. 
В целом, можно сказать, что большинство социоников понимает ЧС как волю, 
решительность, потребность в овладении объектами внешнего мира. Это понимание 
пересекается с описанием ЭО в части ориентированности на объекты, но отходит от 
нее в игнорировании элемента причинности, не указывая, для чего субъект это 
делает. 
Основное различие между ЭО и ЧС заключается в том, что ЭО ориентировано на 
ощущение самого субъекта от объекта, тогда как ЧС обозначает способность 
овладевания объектом, что не исключает наличия ощущений от объекта, но и не 
включает наличие ощущений от объекта как значимое, - об этом говорится обычно в 
описании БС, нежели ЧС. Воля и решительность также не выводятся напрямую из 
ощущений от объектов, взаимосвязь существует, но плохо прослеживаемая. 
Перейдем к описанию интровертированного ощущения (ИО) или белой сенсорики в 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 8
 <<-