Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Соционика :: Невзорова Е.А. - Преобразование понятия психической функции
<<-[Весь Текст]
Страница: из 8
 <<-
 
сфере действия данной функции относится и настроение человека, которое являет 
собой чисто субъективное понятие. 
А Аугустинавичюте определяет ЧЭ как функцию, воспринимающую информацию о 
процессах, которые происходят в объектах. К сфере действия этой функции 
относятся внутренние, скрытые от глаз процессы, часто выдающие себя исходящими 
изнутри звуками или изменениями внешности объекта (например, покраснение лица). 
Для человека это - диапазон от эмоциональных переживаний до пищеварения. К 
сфере действия данной функции относятся эмоциональные состояния, настроения, 
возбужденность, подавленность. Здесь речь идет прежде всего о внутренних, 
иногда скрытых состояниях человека. ЭЧ стремится к выражению вовне. Кроме того, 
ЭЧ может проявляться не только как эмоция, но и как неэмоциональное суждение 
относительно объекта, но продиктованное чувством, ориентирующимся на традицию.
Некоторые соционики расширяют сферу ЧЭ по сравнению с общим ее определением. 
Например, В.В. Гуленко относит к ЧЭ чувства, переживания, волнения, не указывая 
субъективные это переживания или связанные с объектом. Тем не менее это 
определение лучше соотносится с понятием ЭЧ. Надо заметить, что на данном этапе 
отнесение чувств к сфере ЧЭ не типично, поскольку обычно соционики определяют 
их как составляющую БЭ, хотя с другой стороны, трудно отделить эмоцию от чувств,
 поскольку одно является прямым следствием другого.
Р.К. Седых, определяя ЧЭ как внутреннюю динамику тела, вслед за А. 
Аугустинавичюте придает ей широкую сферу действия. Он указывает на то, что ЧЭ - 
внутренние процессы объектов (нагревание, старение). Здесь речь идет уже не 
только об эмоциях, но и о физических процессах как таковых вообще, что 
существенно расширяет сферу действия ЧЭ. 
Если выделить преобладающую точку зрения относительно ЧЭ, то можно выявить, что 
к сфере действия этой функции относятся прежде всего эмоции, которые понимаются 
как психическая энергия человека. 
Расхождение между ЧЭ и ЭЧ заключается в том, что ЭЧ - это не все присущие 
человеку эмоции, поскольку эмоции могут как отражать общественные ценности, так 
и отрицать их, ориентируясь на точку зрения самого эмоционирующего. Фактически 
к ЭЧ относятся только те эмоции, которые ориентируются на объективные 
общественные ценности. Человек с выраженной ЭЧ должен не просто много и 
интенсивно эмоционировать, он должен проявлять уместные эмоции, учитывая 
социальную ситуацию их обуславливающую. В этом и существует базовое различие 
между ЧЭ и ЭЧ.
Далее проанализируем другую ипостась чувства - интровертированное чувство (ИЧ) 
или в современном понимании белая этика (БЭ). 
ИЧ ориентировано на образ, которого в действительности не существует. Оно 
стремится к внутренней интенсивности, без внимания скользя над объектами, 
которые никогда не соответствуют его цели. ИЧ делает людей молчаливыми, 
труднодоступными, вовне же они проявляют гармоническую стушеванность, приятное 
спокойствие, симпатичный параллелизм, который не стремится вызвать другого, 
переделать его или изменить. 
Так как это чувствование подчиняется главным образом субъективным 
предварительным
условиям и объект имеет для него второстепенное значение, то оно проявляется 
значительно меньше и обычно превратно понимается. Это чувствование, которое, 
по-видимому, лишает объект его значения, поэтому проявляется по большей части 
негативно. Существование негативных эмоций можно открыть, так сказать, только 
косвенным образом. Они стараются не приспособиться к объективному, но поставить 
себя выше его, так как они стараются осуществить лежащие в их основе образы. 
Они поэтому всегда стремятся к образу, которого в действительности нельзя найти 
и который в известной мере им являлся раньше. Они стремятся к внутренней 
интенсивности, для которой объекты являются только возбудителем. О глубине этих 
эмоций можно только догадываться, но ясно понять ее нельзя. Они делают человека 
молчаливым и труднодоступным, так как они свертываются, подобно мимозе, перед 
грубостью объекта, чтобы заполнить глубину субъекта. Для защиты они выдвигают 
негативные эмоциональные суждения и проявляют подчеркнутое равнодушие.
БЭ обычно интерпретируется как любое чувство, а также в связи с определением 
функции как информационной категории - распознавание чувств и отношений между 
объектами. 
А. Аугустинавичюте дает следующее толкование, БЭ - функция, определяющая 
субъективное отношение между объектами, показывающее притягательность (или 
отталкиваемость) одного объекта или субъекта с другими объектами или субъектами.
 Это можно назвать "субъективными расстояниями" между объектами. Для человека 
это, к примеру, любовь-ненависть. К сфере действия данной функции относится 
также определение этичности-неэтичности отношений, доброты человека или его 
плохих качеств и т.п. Фактически в данном описании речь не идет о чувствах как 
таковых, а об определении отношений к объектам внешнего мира. Здесь и выше 
прослеживается отличие БЭ от ИЧ, поскольку ИЧ независимо от объекта, а БЭ - 
напрямую из него следует. 
В частности в работе Е.С. Филатовой подчеркивается, что БЭ - умение 
почувствовать отношение людей друг у другу. Фактически речь идет уже не о 
чувствах самого субъекта, а о его способности улавливать эти чувства у 
окружающих отличать истинное от наигранного. Многие соционики еще более четко 
очерчивают сферу БЭ, относя к этой функции проявление морали и нравственности, 
а также отмечая стремление людей с доминирующей БЭ поучать, указывать 
окружающим на "плохое", неэтичное поведение. Здесь отмечается противоречие 
между БЭ и ИЧ, поскольку К.Г. Юнг прямо указывал, что человек с сильной ИЧ не 
пытается переделать или изменить другого, ему "нет дела" до внешнего мира. В 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 8
 <<-