|
кататоником Гельдерлина, представителя мимозоподобной группы, и еще яснее у
шизофреника Стриндберга, который о себе говорит: «Я тверд, как железо, и
все-таки полон чувств до сентиментальности». Этот мимозоподобный тип лучше
всего изучать на гениальных шизоидах, но он встречается и среди обычного
больничного материала, особенно среди интеллигентных и образованных, в
препсихотической форме или в начальных стадиях психоза.
От мимозоподобного полюса шизоидные темпераменты во всевозможных оттенках идут
к холодному и тупому полюсу, причем элемент «тверд, как лед» (или «туп, как
кожа») все больше и больше расширяется, а «полон чувств до сентиментальности»
постоянно идет на убыль. Но и среди половины нашего материала с бедностью
аффекта мы довольно часто находим в глубине их души, если только ближе
знакомимся с такими шизоидами, за застывшим, лишенным аффекта покрывалом нежное
ядро личности с крайне уязвимой нервозной сентиментальностью. «Вы не знаете,
как мне все это больно», - сказал недавно своим родителям юный гебефреник,
который по внешним проявлениям отличался равнодушием, вялостью и полным
отсутствием темперамента. Блейлер первый показал, что и те, напоминающие мумии,
старые обитатели больниц, которых обычно рассматривают как тип глубочайшей
аффективной тупости, подчас имеют остатки «комплексов», отдельные чрезмерно
чувствительные места в своей душевной жизни, которые сохраняются, и
прикосновение к ним может оказать неожиданное, удивительное действие. Нам
постоянно приходится видеть, как сразу исчезает окаменелость у таких,
совершенно бесчувственных на вид, кататоников и как из глубины души исходят
аффективные толчки. Таким образом, по отношению ко многим шизофреническим
картинам мы совсем не в состоянии оценить, сколько в этом полном оцепенении
элементов действительного аффективного отупения и сколько судорожного аффекта.
Комбинацию соотношений, при которой у отдельного шизоида гиперэстетические
элементы переплетаются с анэстетическими элементами шизоидной шкалы
темпераментов, мы называем психэстетической пропорцией. Припомним, что и при
циклоидных темпераментах в их диатетической пропорции, или пропорции настроения,
мы находили такие же отношения, и там нам приходилось реже встречать абсолютно
веселых или абсолютно мрачных, скорее можно было отметить наслоения и колебания
между веселым и печальным; у солнечно-веселых - ясно депрессивный фон и остатки
юмора, которые можно было отметить даже среди самых мрачных темпераментов.
Пропорция настроения циклоидов колеблется волнами. Психэстетическая пропорция
шизоидов перемещается. Это значит, что отношение между гиперэстетическими и
анэстетическими частями темперамента меняется в течение всей жизни у многих
шизоидов толчкообразно, но больше не возвращается к исходному пункту. Но и
психэс-тезия здорового человека со смешанным средним темпераментом в
эксцентричности и сентиментальности периода полового созревания достигает
своего наивысшего пункта, чтобы, приблизительно с 25-летнего возраста,
постепенно прийти к известной спокойной основательности, солидности или же к
отрезвляющему, сухому реализму. Студенческая песня отражает охлажденное
филистерское чувство посредственного человека, обращающего свои взоры назад, к
периоду полового созревания.
Перемещение психэстетической пропорции шизоидов часто идет параллельно с этим
нормальным развитием. Оно составляет как бы более углубленную форму последнего.
У шизофреника Гельдерлина такое перемещение может считаться образцом, если мы
проследим жизнь поэта, начиная от возвышенной нежности его юных годов вплоть до
тупоумия его кататонической инвалидности. Переход от гиперэстетического к
анэстетическому полюсу с жестокой явственностью переживается как постепенное
внутреннее охлаждение.
Таким путем и без душевного заболевания развивается целая группа одаренных
шизоидов, которые с детства отличались нежностью, застенчивостью и
нервозностью; в раннем периоде полового созревания они пережили
непродолжительный расцвет всех своих способностей и эмоций, на почве повышенной
возбудимости темперамента, в смысле элегической нежности или напыщенности и
экзальтированности. Через несколько лет они становятся более вялыми, более
холодными, молчаливыми и сухими.
Волна полового развития подымает их выше и опускает ниже нормального человека.
Или же психэстетическое перемещение совершается постепенно, в течение более
длинных промежутков времени, без определенной даты. При всех этих различных
возможностях перемещение пропорций идет большей частью в направлении от
гиперэстетического к анэстетическому полюсу, от раздражения к параличу, причем
(выражаясь схематически) после первой .стадии общей чрезмерной .
чувствительности вначале утрачивают свой аффективный резонанс ценности, чуждые
личности, между тем как ценности, свойственные личности, сами по себе постоянно
подчеркиваемые, сохраняют выраженный акцент, и лишь тогда, когда и свойственные
личности элементы утрачивают свою аффективную ценность, наступает третья стадия
- аффективной тупости. Аллопсихический резонанс утрачивается раньше
аутопсихического. Наполовину мертвый шизофреник желает в этой переходной стадии
сделаться артистом или музыкантом. Самооценка еще налицо; во всяком случае он
рассчитывает быть футуристическим художником, экспрессионистским поэтом,
изобретателем или созидателем абстрактно-схематических философских систем. Это
несоответствие между угасанием аллопсихического резонанса и чрезмерной
чувствительностью аутопсихического элемента часто становится закономерным
источником безграничной переоценки самого себя. Понятно, что из этой
психэстетической пропорции должна получиться неправильная картина
взаимоотношения между «я» и внешним миром. Мы можем себе представить, что у
многих шизоидов охлаждение темперамента идет снаружи вовнутрь, так что при
постоянно нарастающем торпидном застывании обращенных наружу слоев остается все
|
|