Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Соционика :: Изабель Бриггс Майерс и Петер Б. Майерс - Различия даров
 [Весь Текст]
Страница: из 10
 <<-
 
Изабель Бриггс Майерс и Петер Б. Майерс 
Различия даров
Фрагмент из книги "Gifts Differing", 1980, 1995.
Подстрочный перевод Тихонова А.П., (c) 1998 г.
Часть 1. Теория
1. Правильное обоснование личностных различий.
Это модно - говорить, что личность - уникальна. Каждый является продуктом его 
или ее унаследованных черт, окружения, и, конечно же, отличается от кого-либо 
еще. С практической точки зрения, как известно, доктрина уникальности 
неприменима без исчерпывающего изучения обстоятельств каждой личности для 
обучения, рекомендаций или понимания. Тем не менее, мы не можем без риска 
принимать, что мышление других людей работает по тем же самым принципам, что и 
наше собственное. Слишком часто другие, с которыми мы вступаем в контакт, 
делают не те выводы, которые делаем мы, или не дорожат тем, что дорого нам; или 
не интересуются тем, что нам интересно.
Достоинство теории, представленной здесь, в том, что она дает нам возможность 
ожидать особых личностных различий в индивидуальности людей и справляться с 
людьми и различиями конструктивно. Вкратце, это - теория того, что наиболее 
видимые случайные различия в поведении людей - не случайны; фактически - это 
логический результат нескольких основных, видимых различий функционирования 
психики.
Эти основные различия касаются того, каким образом люди предпочитают 
использовать свой разум, в особенности - каким образом они воспринимают и каким 
образом они осуществляют рассуждения. Под ВОСПРИЯТИЕМ здесь понимается 
включительно процесс осознания предметов, людей, событий и мыслей. СУЖДЕНИЕ 
включает в себя процесс прихода к умозаключению о том, что было воспринято. 
Вместе, восприятие и суждение, которые составляют большую часть умственной 
деятельности людей, обуславливают многое из их внешнего поведения, поскольку 
восприятие - по определению - определяет, что люди видят в ситуации, и их 
суждение определяет, что они собираются делать по этому поводу. Таким об-
разом разумно, что основные различия в восприятии и суждении приведут к 
соответствующим различиям в поведении.
Два пути восприятия
Как подчеркивал Юнг в "ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПАХ", человечество оснащено двумя 
различающимися и резко противоположными способами восприятия. Одно из значений 
восприятия - это обычный процесс ОЩУЩЕНИЯ, благодаря которому мы становимся 
осведомлены о вещах через наши пять органов чувств. Другое - это процесс 
ИНТУИЦИИ, который является косвенным познанием путем бессознательного, 
включающего (объединяющего?) мысли или ассоциации, которые непроизвольно 
увязываются для понимания приходящего извне. Эти неосознанные вкрапления 
выстраиваются в
ряд от простейшего мужского "предчувствия" или "женской интуиции" до 
завершающих примеров творческого искусства или научного открытия.
Существование различных способов восприятия казалось бы очевидным. Люди познают 
через ощущения, и они также познают вещи, которых нет, и которые не могли быть 
доступны их ощущениям. Теория соединяет предположение, что два вида восприятия 
соревнуются за внимание личности, и что большинство людей, с самого 
младенчества, ПОЛЬЗУЮТСЯ одним более, чем другим. Когда люди предпочитают 
ощущения, они так заинтересованы окружающей их действительностью, что уделяют 
мало внимания для того, чтобы беречь идеи, слабо приходящие из ниоткуда. Те 
люди, которые предпочитают интуицию, так поглощены поиску предоставленных 
возможностей, что они редко смотрят внимательно на действительность. К примеру, 
читатели, предпочитающие ощущения, будут ограничивать свое внимание тем, что 
говорится на этой странице. Читатели, предпочитающие интуицию, вероятно, будут 
читать между и по ту сторону строк для возможностей, приходящих на ум.
Как только дети проявляют предпочтение между двумя способами восприятия, 
начинаются основные различия в развитии. У детей достаточно власти над 
процессом сознания для того, чтобы иметь возможность использовать любимые 
процессы более часто и пренебрегать процессами, которыми они пользуются меньше. 
Какой бы процесс они ни предпочли, то ли ощущения, то ли интуицию, они будут 
использовать его больше, обращая пристальное внимание на его потоки впечатлений 
и формируя свои представления о мире с помощью обнаруженного процесса. Вторая 
часть восприятия будет на заднем плане, слегка размыта.
Благодаря преимуществу постоянной практики, предпочитаемый процесс становится 
более управляемым и заслуживающим доверия. Дети становятся более зрелыми в 
использовании предпочитаемого ими процесса, чем в менее часто используемом, 
пренебрегаемом ими. Их удовольствие расширяется от непосредственно процесса до 
действий, требующих этого процесса, и они склоняются развивать внешние черты, 
как результат взгляда на жизнь особым образом.
Таким образом, благодаря естественному ходу событий, ребенок, который выбрал 
ощущения, и ребенок, который выбрал интуицию, продолжают развиваться в 
расходящихся направлениях. Каждый становится относительно взрослым в той 
области, где другой остается относительно младенцем. Оба источника их интересов 
и усилий в деятельности, которые дают им возможность использовать их ум - путь, 
который они предпочитают. И тот и другой получают набор внешних черт, которые 
растут, опираясь на основные предпочтения. Это - SN предпочтение: S - для 
ощущения и N - для интуиции.
Два пути суждения
Основное различие в суждении происходит из существования двух различающихся и 
резко противоположных способов прихода к заключению. Один - путем использования 
МЫШЛЕНИЯ, то есть путем логического процесса, нацеленного на обезличенный 
приход к заключению. Другой - путем ЧУВСТВОВАНИЯ, то есть путем повышения 
ценности - равноприемлемых до некоторой степени - присуждения вещам 
индивидуальной, субъективной ценности.
Эти два пути суждения казались бы очевидными. Большинство людей согласилось бы 
с тем, что они принимают некоторые решения с помощью мышления и некоторые - с 
помощью чувствования, и что эти два метода достигают тех же результатов из 
полученного набора фактов. Теория предполагает, что личность почти уверена в 
использовании и доверяет одному способу рассуждения больше, чем другому. В 
рассуждениях, представленных здесь, читатель, который принимает во внимание во 
первых последовательный и логический - является мыслительно-судящим. Читатель, 
который осознает в первую очередь, что эти мысли ему нравятся или не нравятся, 
поддерживающий или обрабатывающий мысли, уже получившие высокую оценку - 
являются использующими чувственное суждение.
Предпочитая какой-нибудь из процессов суждения, ребенок (он или она) будет 
использовать его чаще, более доверяя ему, будучи более готовым верить ему. 
Другая часть рассуждения будет способом не преобладающего мнения, нерешительной 
и часто совершенно игнорируемой.
Таким образом, ребенок, который выбирает мышление, развивается в расходящемся 
направлении от ребенка, который выбрал чувствование, даже когда оба 
предпочитают один и тот же процесс восприятия и пускаются в путь с одними и 
теми же предрасположенностями. Оба они удачливее и более успешны в действиях, 
которые вызывает тот вид суждения, которым они лучше вооружены для действий. 
Ребенок, предпочитающий мышление, становится более зрелым в решении вопросов 
человеческого общения. Ребенок, предпочитающий мышление, растет более сведущим 
в приведении в систему фактов и идей. Их основное предпочтение для осознанного 
или неосознанного подхода к жизни заканчивается характерными внешними чертами 
характера. Это - TF предпочтение: T - для мышления и F - для чувствования.
Комбинации восприятия и суждения
TF предпочтение (мышление или чувствование) совершенно независимо от SN 
предпочтения (ощущение или интуиция). Обе части суждения могут объединяться с 
любой из частей восприятия. Таким образом встречаются четыре комбинации: 
ST - ощущения + мышление;
SF - ощущения + чувствование;
NF - интуиция + чувствование;
NT - ощущения + мышление.
Каждая из этих комбинаций производит различные типы личностей, характеризуемых 
ИНТЕРЕСАМИ, ЦЕННОСТЯМИ, ТРЕБОВАНИЯМИ, СКЛАДОМ УМА И ВНЕШНИМИ ЧЕРТАМИ ХАРАКТЕРА, 
которые естественно являются результатом комбинации. Сочетания с общей 
предрасположенностью будут обладать некоторыми качествами, но каждая комбинация 
имеет свои характерные особенности, проистекающие из ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 
предпочтенного пути наблюдения за жизнью и предпочтенного пути суждения о
том, что увидено.
Какой бы ни была индивидуальная комбинация предпочтений личности, другие люди с 
такими же сочетаниями склонны быть легче понятыми и приятными. Они будут 
проявлять тенденцию к подобным интересам, так как их объединяет такой же способ 
восприятия, и считать такие же вещи важными, поскольку их объединяет такой же 
способ суждения.
С другой стороны, люди, отличающиеся обоими предпочтениями, будут тяжело 
понимаемы и трудно предсказуемы - за исключением того, что на каждый 
обсуждаемый вопрос им нравится иметь противоположные взгляды. Если эти очень 
разные люди едва знакомы, то повода для столкновения взглядов не будет, но если 
они - сотрудники, тесно связанные, или члены одной и той же семьи, постоянное 
противостояние может быть напряженным.
Много разрушительных конфликтов возникает просто потому, что два человека 
используют противоположные способы восприятия и суждения. Когда причина такого 
конфликта определена, она становится менее раздражающей и легче управляемой.
Более сглаженный деструктивный конфликт может существовать между людьми и их 
работой, когда работа не использует естественных для работника сочетаний 
восприятия и суждения, но постоянно требует противоположной комбинации.
Следующие параграфы вкратце описывают противоположные отличия, которые 
предполагаются теорией и обнаруживаются в практике в результате четырех 
возможных комбинаций восприятия и суждения.
Ощущение + Мышление
ST (сенсорные + мыслительные) доверяют, в основном, ощущениям для успешного 
восприятия и мышлению для успешных рассуждений. Таким образом, их основной 
интерес фокусируется на фактах, так как факты могут быть собраны и проверены 
непосредственно с помощью ощущений - увиденным, услышанным, прочитанным, 
сосчитанным, взвешенным, измеренным. ST представители приходят к своим решениям 
относительно фактов путем беспристрастного анализа, из-за их упования на 
мышление с его пошаговым логическим процессом достижения результата от причины 
к следствию, от предпосылок к заключению.
В результате, их индивидуальные отличия стремятся к практичности и прозаичности,
 и их наилучшие возможности успеха и удовлетворения находятся в областях, 
которые определены беспристрастным анализом конкретных фактов, таких как 
экономика, законодательство, хирургия, бизнес, учет, производство, обращение с 
техникой и материалами.
Ощущение + Чувствование
SF (сенсорные + чувствующие) также доверяют, в основном, ощущениям для 
восприятия, но они предпочитают чувствование для успешных рассуждений. Они 
приходят к своим умозаключениям с личной сердечностью, потому что их 
чувствование взвешивает - как много события (обстоятельства?) значат для них 
или для других.
Они больше интересуются фактами о людях, чем фактами о вещах, и поэтому они 
стремятся быть общительными и дружелюбными. Они наиболее вероятно имеют успех и 
удовлетворение работой, где личная сердечность может быть эффективно применена 
в непосредственной ситуации, как в педиатрии, уходе за больными, в образовании 
(особенно начальном), социальной работе, продаже материальных
ценностей и в работе "сервис с улыбкой".
Интуиция + Чувствование
NF (интуиция + чувствование) люди обладают такой же личной сердечностью, как и 
SF люди, благодаря отличающему их использованию чувствования для успешных 
рассуждений, но, поскольку NF предпочитают интуицию ощущениям, они не 
концентрируют свое внимание на конкретной ситуации. Вместо этого они 
сосредоточены на возможностях, таких как новые проекты (событиях, которые еще 
не известны, но могли бы случиться) или новые истины (факты, которые еще не 
известны, но могли бы быть обнаружены). Новые проекты или новые истины 
воображаются благодаря бессознательным процессам и затем интуитивно 
воспринимаются как идея, которая чувствуется как вдохновение.
Личная сердечность и обязательность, с которой NF люди разыскивают и преследуют 
возможность, производит впечатление. Они полны энтузиазма и проницательности. 
Часто они отмечены (божьим?) даром поговорить и могут обсуждать как возможность,
 которую они видят, так и значение, которое они придают ей. Они наиболее 
вероятно находят успех и удовлетворение в работе, которая предусматривает 
творчество для удовлетворения человеческих потребностей. Они могут выделяться в 
просвещении (частный колледж и средняя школа), проповедничестве, рекламном деле,
 в продаже непостижимого, адвокатуре, клинической психологии, психиатрии, 
литературе и наиболее - в исследовательских областях.
Интуиция + Мышление
NT (интуиция + мышление) люди также используют интуицию, но объединяют ее с 
мышлением. Они также сосредоточены на возможностях, они приближаются к ним 
благодаря беспристрастному анализу. Часто они выбирают теоретическую или 
организаторскую возможность и подчиняют ей человеческий фактор.
Представители NT стремятся быть логичными и изобретательными и наиболее успешны 
в решении проблем в особо интересных областях, как то: научные исследования, 
вычислительная техника, математика, в более общих финансовых аспектах или в 
любых других видах развития или первооткрывания в технических сферах.
Каждый, возможно, встречал все четыре разновидности людей : ST - которые 
практичны и расчетливы; SF - симпатичных и дружелюбных; NF - для которых 
характерны энтузиазм и вдохновение; NT - которые логичны и изобретательны. 
Скептик может спросить - как четыре очевидных основных категории людей не были 
описаны в прошлом? Ответ в том, что эти категории уже были описаны неоднократно 
и различными последователями и теоретиками.
Vernon (1938) цитировал три системы классификации, полученные различными 
методами, но поразительно сходные. Каждая отражает комбинации восприятия и 
суждения: Thurstone (1931) методом факторного анализа таблиц профессиональных 
интересов обнаружил четыре основных фактора соответствия интересов к бизнесу, 
людям, языкам и науке. Gundlah & Gerum (1931) при проверке внутренней 
взаимозависимости сделали вывод о пяти основных "типах способностей", 
названных: технический, социальный, творческий, интеллектуальный, плюс 
физическое мастерство. Spranger (1928), исходя из рассмотрения логических и 
интуитивных предпочтений, получил шесть "типов мужчин", названных - 
экономический, социальный,
религиозный, теоретический, плюс эстетический и политический.
Предпочтение экстраверсия - интроверсия
Другое основное различие в использовании людьми восприятия и суждения 
происходит из их относительного интереса в их внешнем и внутреннем мирах. 
ИНТРОВЕРСИЯ, в значении, данном ей Юнгом в формулировании личного отношения и 
идеи, является одной из двух дополняющих жизненных ориентаций; ее дополнением 
является ЭКСТРАВЕРСИЯ. Основные интересы интровертов - во внутреннем мире 
понятий и идей, в то время как экстраверты более вовлечены во внешний мир людей 
и вещей. Таким образом, когда обстоятельства позволяют, интроверт концентрирует 
восприятия и суждения на мыслях, в то время, как экстраверт любит 
сосредотачиваться на внешнем окружении.
Это не говорит о том, что кто-либо ограничен только внутренним или внешним 
миром. Хорошо развитые интроверты могут умело преодолевать мир вокруг них, 
когда это необходимо, но они делают свою лучшую работу в голове, мысленно. 
Подобным образом, хорошо развитые экстраверты могут эффективно иметь дело с 
идеями, но они делают свою лучшую работу внешне, в действии. В обоих случаях - 
природные предрасположенности остаются, как у левшей или правшей.
Например, некоторые читатели, которые предпочли бы приняться за практическое 
применение этой теории, смотрят на это с экстравертной точки зрения. Другие 
читатели, которые чувствуют больший интерес в понимании, что эта теория может 
обеспечить понимание ими самих себя и человеческую натуру в общем, видят это с 
интровертной точки зрения.
Поскольку EI предпочтение (экстраверсия или интроверсия) абсолютно не зависит 
от SN и TF предпочтений, экстраверты и интроверты могут иметь любую из четырех 
комбинаций восприятия и суждения. Например, среди ST-представителей, интроверты 
(IST) организуют факты и принципы в связи с ситуацией; этот подход используем в 
экономике и законодательстве. Экстраверты (EST) организуют саму
ситуацию, включая любых бесполезных зрителей, и заставляют события вращаться, 
что используемо в бизнесе и производстве. События обычно движутся быстрее для 
экстравертов; события движутся в более обдуманном направлении для интровертов.
Среди NF людей, интроверты (INF) прорабатывают свои озарения медленно и 
тщательно, исследуя вечные истины. Экстраверты (ENF) имеют стремление 
объединить и запустить их вдохновляющие идеи в практику. Если результаты 
экстравертов более обширны, то у интровертов - могут быть более глубокими.
Предпочтение суждение - восприятие
Еще одно предпочтение входит в определение типа - выбор между позицией 
ВОСПРИЯТИЯ и позицией СУЖДЕНИЯ, как жизненного пути, метода взаимодействия с 
миром вокруг нас. Несмотря на то, что люди должны использовать как восприятие, 
так и суждение, и то и другое не может быть использовано одновременно. Так, 
люди переключаются туда-сюда между позициями восприятия и суждения, иногда 
довольно внезапно, словно родитель, очень спокойно относящийся к детскому гаму, 
вдруг решает - хватит, так хватит.
Есть время воспринимать и есть время рассуждать, и много случаев обе позиции 
могут быть подходящими. Большинство людей находят одну позицию более подходящей,
 чем другую, чувствуют в ней себя как дома, и используют ее настолько часто в 
общении с окружающим миром, насколько это возможно. Например, некоторые 
читатели все еще следуют этим объяснениям с открытым умом; они - в данный 
момент используют восприятие. Другие читатели уже сейчас решили, что они 
согласны или не согласны; они - в этот момент используют суждение.
Существует фундаментальное противоречие между двумя позициями. В ходе принятия 
решения люди используют позицию суждения и выключают позицию восприятия на 
данный момент. Все очевидно, и что-либо еще неуместно и несущественно. Приходит 
время вынести вердикт. С другой стороны, с позиции восприятия, люди выключают 
суждение. Не все очевидно, новые развития могут прийти на ум. Еще слишком рано 
оставлять что-либо неизменным.
Это предпочтение определяет отличие между судящими людьми, которые приводят в 
порядок свою жизнь, и воспринимающими людьми, которые именно и живут.
Обе позиции заслуживают одобрения. Каждый может идти соответствующей жизненной 
дорогой, если личность может переключиться на противоположную позицию, когда 
это необходимо.
Итоги четырех предпочтений
Согласно теории, представленной здесь, личность структурирована с помощью 
четырех предпочтений в соответствии с использованием восприятия и суждения:
Предпочтения	Результаты выбора личности	
E|I - Экстраверсия или интроверсия	Сосредоточение доминирующих (любимых) 
процессов на внешнем мире или мире мыслей	
S|N - Сенсорика или интуиция	Использование одного способа восприятия вместо 
другого, когда может быть использован любой из	
T|F - Мышление или чувствование	Использование одного способа рассуждений вместо
другого, когда может быть использован любой из	
J|P - Суждение или восприятие	Использование позиции суждения или восприятия для 
общения с внешним миром	
Каждое из этих предпочтений является развилкой на пути развития человека и 
определяет, какому из двух противоположных превосходств личность будет 
следовать. Как много превосходств люди фактически доводят до совершенства, 
частично зависит от их энергии и желаний. Но в соответствии с теорией типов, 
РАЗНОВИДНОСТЬ ПРЕВОСХОДСТВ СОВМЕСТНО С ТЕМ, ЧТО ИМИ РУКОВОДИТ, определяется 
врожденными предпочтениями, которые направляют их на каждом разветвлении пути.
Создание "типа" с использованием предпочтений
Согласно этой теории, люди создают свой "тип" через использование своих 
индивидуальных предпочтений в соответствии с восприятием и ощущением. Интересы, 
ценности, потребности и склад ума - в действительности являются результатом 
установки каждого из предпочтений, стремятся выработать узнаваемый набор черт 
характера и потенциальных возможностей.
Таким образом, личности могут быть частично описаны установлением четырех их 
предпочтений, таких как ENTP. Так, человек может предположительно отличаться от 
других с помощью характеристики его или ее типа. При описании людей, как 
представителей ENTP, не нарушается их право на самоопределение: они уже 
использовали свое право, предпочитая E,N,T и P. Определение и упоминание типов 
людей показывает уважение не только к их абстрактному праву развития по пути их 
собственного выбора, но также и к конкретному способу, которым они отличаются и 
предпочитают отличаться от других.
Роль доминирующего процесса
Легче определить предпочтительный способ восприятия и способ суждения человека, 
чем отличить, который из двух является доминирующим процессом.
Нет сомнений, что кораблю требуется капитан с непререкаемым авторитетом для 
того, чтобы установить его курс и довести его безопасно в требуемый порт. Он 
никогда не достигнет гавани, если любой у штурвала вознамерится в другое место 
назначения и соответственно изменит курс.
Таким же путем, людям необходима руководящая сила в их действиях. Им необходимо 
развивать свой наилучший процесс до точки, где он господствует и объединяет их 
жизни. При естественном ходе событий каждый человек делает именно это.
Например, те представители ENT, кто находит интуицию более интересной, чем 
мышление, действительно предоставят интуиции право главенствовать и подчинят ей 
мышление. Их интуиция приобретает непререкаемую обоснованность для личности, 
которой ни один другой процесс не может достичь. Они будут довольствоваться им, 
использовать его и доверять ему более всего. Их жизни будут приспосабливаться 
для того, чтобы получить максимальную свободу для поисков интуитивных целей. 
Поскольку интуиция является процессом восприятия, эти представители ENT будут 
общаться с миром с позиции восприятия, что делает их представителями ENTP.
Они будут советоваться со своим суждением, своим мышлением, только когда это не 
будет противоречить их интуиции. Даже тогда они будут использовать его в 
степени, зависящей от того, насколько хорошо оно развито. Они могут хорошо 
использовать мышление в стремлении достижения желаемого благодаря интуиции, но 
представители ENTP не позволят мышлению отклонить того, к чему они стремятся в 
данный момент.
С другой стороны, те представители ENT, которые находят мышление более 
привлекательным, чем интуицию, будут стремиться позволить их мышлению взять на 
попечение их жизнь, с интуицией на втором месте. Мышление будет указывать цели, 
и интуиции будет только разрешено советовать по поводу подходящих способов 
достижения их. Так как процесс, предпочитаемый ими - суждение, эти 
представители ENT будут общаться с миром с позиции суждения; таким образом они 
являются представителями ENTJ.
Подобным образом, некоторые представители ESF находят больше удовлетворения в 
чувствовании, чем в ощущениях; они позволяют своему чувствованию взять на 
попечение их жизни, с ощущениями на втором месте. Чувствование тогда 
главенствующе и несомненно. В разных конфликтах с другими процессами, 
чувствование преобладает. Жизнь этих представителей ESF будет приспособлена для 
обслуживания их чувственных ценностей. Благодаря предпочтению чувствования, т.е.
 процессу суждения, они будут общаться с внешним миром с позиции суждения. Они 
являются ESFJ.
Представители ESFJ действительно уделяют внимание своему восприятию, своему 
ощущению, только тогда, когда оно гармонирует с их чувствованием. Даже тогда 
они будут с уважением относиться нему только в степени, зависящей от того, 
насколько оно у них развито. Они не допускают сомнений, порожденных ощущениями, 
имеющим отношение к их каким-то чувственным ценностям.
Однако, другие представители ESF находят ощущение более полезным, чем 
чувствование, и будут стараться поставить ощущение на первое, а чувствование на 
второе место. Их жизнь будет приспособлена для обслуживания их ощущений - для 
того, чтобы обеспечивать поток опытов, который представляет что-нибудь 
интересное - увидеть, услышать, попробовать на вкус, потрогать руками. 
Чувствованию будет позволено содействовать, но не препятствовать. Поскольку 
ощущения, то есть процесс восприятия, предпочтительнее, то эти представители 
ESF будут общаться с миром с позиции восприятия, и поэтому они - представители 
ESFP.
Это явление - затенение доминантным процессом других процессов и, 
соответственно, придание формы личности, было экспериментально отмечено Юнгом в 
ряде его работ и стало, наряду с предпочтением экстраверсия - интроверсия, 
основой его ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ.
Некоторым людям не нравится мысль о доминантном процессе и они предпочитают 
думать о себе, как об использующих все четыре процесса в равной мере. Тем не 
менее, Юнг считает, что такое беспристрастие, если оно действительно существует,
 держит все эти процессы сравнительно недоразвитыми и обеспечивает "примитивный 
склад ума", так как противоположные пути делания тех же самых вещей мешают друг 
другу, если ни один не имеет приоритета. Если один процесс ощущения достиг 
высокой степени развития, он требует нераздельного внимания наибольшее время, 
это означает, что другие должны быть обычно выключены и будут менее развиты. 
Если один из процессов суждения становится высокоразвитым, он должен так же 
иметь право на существование. Один из процессов ощущения и один из процессов 
суждения МОГУТ развиваться бок о бок, обеспечивая то, что один из них будет 
использоваться для обслуживания другого. Но один процесс - ощущение, интуиция, 
мышление или чувствование - должен иметь полную верховную власть, с 
возможностью достигать его полного развития, для того, чтобы личность была 
действительно эффективной.
Роль дополнительного процесса
Один-единственный процесс, однако, не достаточен. Для того, чтобы люди были 
гармоничны, им необходимо адекватное (но это не означает равное) развитие 
второго процесса, но не соперничающего с доминантным, а благоприятно 
дополняющего. Если доминантным является процесс суждения, дополнительным 
процессом будет восприятие: либо ощущения либо интуиция могут поставлять 
надежный материал для суждения. Если доминантным процессом является восприятие 
- дополнительным процессом будет суждение: то ли мышление то ли чувствование 
могут дать последовательную смену намерений.
Если у личности отсутствует полезное развитие дополнительного процесса - похоже,
 что это - явный недостаток. Чрезвычайно воспринимающий без суждения - носится 
на всех парусах без руля. Чрезвычайно судящий тип без восприятия - представляет 
собой пустой сосуд (есть форма, но нет содержания).
В дополнение к приложению доминантного процесса в его основных областях 
деятельности, вспомогательный имеет другую обязанность. Он несет основную 
тяжесть по обеспечению соответствующего баланса (но не равенства) между 
экстраверсией и интроверсией, между внешним и внутренним мирами. Для всех типов 
доминантный процесс погружен в мир, который интересует его более всего, и это 
погружение является надлежащим и правильным. Этот выбранный мир не только более 
интересен, он более важен для них. Это то, где они могут выполнять свою работу 
наилучшим образом и действовать на наилучшем уровне, и это предъявляет права на 
почти сосредоточенное внимание их наилучшего процесса.
Если доминантный процесс становится глубоко вовлеченным в менее важные вопросы 
- жизненные дела пострадают. В общем, поэтому, менее важные дела представлены 
дополнительному процессу.
Для экстравертов доминантный процесс сосредоточен во внешнем мире людей и 
событий, и дополнительный процесс должен присматривать за их внутренней жизнью, 
без которой экстраверты были бы чрезвычайно экстравертированы, и по мнению их 
лучше сбалансированных коллег - поверхностны.
Интроверты имеют меньший выбор по поводу участвования в обоих мирах. Внешняя 
жизнь навязывается им, хотят они этого или нет. Их доминантный процесс поглощен 
внутренним миром мыслей, и дополнительный процесс делает все, что может по 
поводу их внешней жизни. В результате, доминантный процесс говорит 
дополнительному: "Уходи отсюда и стремись к делам, от которых не можешь 
уклониться, и не проси меня поработать над этим, за исключением, когда это 
абсолютно необходимо".
Интроверты вынуждены использовать доминантный процесс по отношению к внешнему 
миру несколько больше, чем необходимо, из-за предсказуемых результатов.
Если доминантный процесс, который является наиболее зрелым и добросовестным 
процессом, применяется к внешним событиям, он впутает интровертов в большую 
экстраверсию, чем они могут держать в руках, и такое затруднительное положение 
будет стоить им уединенности и мира.
Удача в контактах интровертов с внешним миром зависит от эффективности их 
дополнительного процесса. Если их дополнительный процесс развит не 
соответственно, их внешняя жизнь будет очень затруднительной, второстепенной и 
некомфортной. Так что это есть более очевидное наказание для тех интровертов, 
которым не удается развить полезный дополнительный процесс, чем для 
экстравертов с похожим недостатком.
Сложность в видении доминантного процесса интровертов
У экстравертов доминантный процесс, будучи экстравертируемым, не только заметен,
 а даже бросается в глаза. Их наиболее доверенный, наиболее ловкий, наиболее 
зрелый путь применения их ума посвящен внешнему миру. Таким образом эта сторона 
- обычно представлена, сторона, которую видят другие, даже при случайных 
контактах. Лучший процесс экстравертов стремится быть немедленно видимым.
С интровертами - все наоборот. Доминантный процесс обычно и упрямо 
интровертирован; когда их внимание должно повернуться к внешнему миру, они 
стремятся использовать именно дополнительный процесс. За исключением тех, кто 
очень близок интровертам, или очень много интересовался работой, которую они 
любят (что является, вероятно, наилучшим способом сблизиться с ними), люди без 
особого удовольствия допускаются во внутренний мир интровертов. Большинство 
людей видят только ту сторону, которую интроверты предъявляют внешнему миру, 
которая большей частью является их дополнительным процессом, вторичным.
Результат парадоксален. Интроверты, чей доминантный процесс - процесс суждения, 
то ли мышление то ли чувствование, во внешнем мире действуют совсем не как 
судящие люди. То, что показывается во вне - это наиболее воспринимающее из их 
дополнительного процесса. И они живут в своей внешней жизни в основном с 
позиции восприятия. Их внутреннее, наиболее судящее, не очевидно, пока не 
возникнет что-либо, то что важно для их внутреннего мира. В такие моменты они 
могут занять поразительно уверенную позицию.
Подобным образом интроверты, чей доминантный процесс - восприятие, то ли 
ощущения то ли интуиция, внешне не ведут себя как воспринимающие люди. Они 
демонстрируют наиболее рассудительное из их дополнительного процесса и живут 
своей внешней жизнью в основном с позиции суждения.
Хорошим способом визуально определить отличие - представить доминантный процесс 
как Генерала и дополнительный процесс - как его Адъютанта. В случае с 
экстравертом, Генерал всегда снаружи, на открытом пространстве. Другие люди 
встречаются с ним немедленно и решают свои дела непосредственно с ним. Они 
могут получить официальную точку зрения на что-либо в любое время. Адъютант 
стоит почтительно на заднем плане или скрывается в палатке. Генерал интроверта 
находится внутри палатки, обрабатывая вопросы наивысшего приоритета. Адъютант - 
снаружи, отражая прерывающих, или, если он внутри помогает генералу, он выходит 
посмотреть, чего хотят. Это Адъютант, с которым другие встречаются, и с которым 
они решают свои дела. Только когда дело очень важное (или дружба очень тесная), 
позволяет другим войти и увидеть Генерала лично.
Если люди не осознают, что в палатке НАХОДИТСЯ Генерал, который гораздо старше 
по званию, чем Адьютант, которого они встретили, они могут легко предположить, 
что Адьютантнесет единоличную ответственность. Это - прискорбная ошибка. Это 
приводит не только к understimation возможностей интровертов, но также и к 
неполному пониманию их желаний, планов и точек зрения. Единственным источником 
этой внутренней информации является Генерал.
Основным предостережением, если Вы имеете дело с интровертами, таким образом - 
не предполагать, в особенности при обычных контактах, что они открыли то, что 
действительно значимо для них. Как только есть решение сделать то, что 
привлекает интровертов, они говорили бы об этом столько, сколько возможно. Если 
вопрос важен для них, Генерал выйдет из палатки и обнаружит некоторое 
количество новых вещей, и ультимативное решение будет ждать до лучшего 
подходящего случая.
Определение процесса, который доминантен
Существуют три способа выведения доминантного процесса из четырех букв типа 
личности. Доминантный процесс должен, конечно же, быть либо предпочти тельным 
процессом восприятия (как это показывается второй буквой), либо пред 
почтительным процессом суждения (как показывается третьей буквой).
Предпочтение JP может быть использовано для определения доминантного процесса, 
но должно быть использовано отдельно для экстравертов и интровертов. JP 
отражает только процесс, используемый во взаимодействии с внешним миром. Как 
объяснялось ранее, доминантный процесс экстравертов предпочитает внешний мир. 
Следовательно, доминантный процесс экстравертов показывает на JP пред-
почтение. Если тип экстраверта заканчивается на J - доминантным процессом 
является судящий, то ли T то ли F. Если же тип заканчивается буквой P, 
доминантный процесс является процессом восприятия, либо S либо N.
Для интровертов справедливо прямо противоположное. Доминантный процесс НЕ 
показывает на JP предпочтение, потому что интроверты не используют доминантный 
процесс во взаимодействии с внешним миром. J или P в их типе таким образом 
отражает ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ вместо доминантного процесса. Если тип интроверта 
оканчивается на P, то доминантным процессом является процесс суждения, T или F.
Для быстрой справки, подчеркнутые буквы на рис.1 указывают на доминантный 
процесс для каждого из шестнадцати типов.
	ST	SF	NF 	NT	
I-J	ISTJ	ISFJ	INFJ 	INTJ	
I-P	ISTP 	ISFP 	INFP 	INTP	
E-P	ESTP 	ESFP 	ENFP 	ENTP	
E-J	ESTJ 	ESFJ 	ENFJ 	ENTJ	

Экстраверты 		Интроверты		
1. Предпочтение JP показывает, как личность предпочитает взаимодействовать с 
________ миром.				
внешним		внешним		
2. Доминантный 		Дополнительный		
_________ процесс указывает на JP предпочтение.				
3. Доминантный процесс используется во _________ мире.				
внешнем 		внутреннем		
4. Дополнительный процесс используется во ___________ мире. 				
внутреннем		внешнем		
Рис. 1 Доминантный процесс каждого типа.
... 
7. Результат предпочтения JP.
Судящие типы верят в то, что жизнь будет зависеть от силы воли и принятия 
решений, в то время как воспринимающие типы считают жизнь как что-то, 
подвергаемое испытанию и пониманию. Таким образом, судящие типы любят приводить 
в порядок дела, или, наконец, иметь дела в порядке, тогда как воспринимающие 
типы предпочитают оставлять свои планы и взгляды открытыми, насколько это 
возможно, так, чтобы ни ценности, ни просвещенность не были упущены.
Суждение неизменно приходит к заключению - с той завершенностью, которую 
предполагает это слово. Суждение действительно любит расставлять дела, даже без 
особой необходимости. Частенько судящие типы приводят в порядок не только то, 
что они делают сами, но и то, что делают другие. Получив маленькое побуждение, 
они принимают решение о том, что думают другие. Человек, говорящий: "Вот что 
Вам следует делать...", - через десять минут после встречи с кем-либо - 
отличается судящим типом.
Менее отличающиеся судящие типы думают про себя - что каждому еще следует 
делать, но сдерживают импульс высказаться. Воспринимающие типы даже не думают 
так. Они охотнее бы услышали о том, что человек сейчас делает. Двумя вечными 
примерами восприятия являются Киплинговские Рики-тики-тави, чьим девизом было 
"бегай и разузнавай", и Слоненок, который ходил вокруг, получая шлепки за то, 
что постоянно спрашивал "почему?".
Такой неисчерпаемый интерес к вопросам "что?" и "почему?" не способствуют 
завершенности. Воспринимающие типы не приходят к заключению до тех пор, пока 
они не должны - и иногда даже после того. Будучи осведомленными о том, как 
много факторов предполагается и как много еще неизвестного, они скорее будут 
шокированы рвением судящих типов решить вопрос. Выражение "плохое решение лучше,
 чем никакое" имеет смысл только для судящего типа. Воспринимающие типы всегда 
надеяться, что они могут решить проблему просто в процессе лучшего ее понимания,
 "вникнув в ее корень" - если они интуитивы, или "рассматривая ее со всех 
сторон" - если они относятся к ощущающим типам. Чаще всего они могут это. По 
этой причине они являются с трудом воспринимающими рассуждения; это решение 
долго скрывалось там в этой ситуации и они в конечном счете "увидели", какие 
были обстоятельства для действий.
Конечно, воспринимающие типы тем не менее нуждаются в рассуждениях. Их 
восприятие было бы поддержано адекватно развитым процессом суждения. В 
противном случае, они будут дрейфовать по ветру, словно парусная лодка с 
поднятым убирающимся килем. Требуется суждение (будь это мышление или 
чувствование) чтобы получить последовательность целей и обеспечить критерий, по 
которому осуждать и руководить своими собственными действиями. *1 
*1 Отсюда - важность решительной беспристрастной дисциплины в создании 
характера личности с раннего детства. В начале детским процессом суждения 
являются родители. Если родители проявляют нерешительность, дети не имеют 
ничего для суждения о них, но если родители устанавливают твердый критерий, 
благодаря которому юные особы должны измерять свое поведение и управлять собой, 
то родители оказывают неоценимую услугу оценке ими своих собственных действий, 
за годы до того, пока ребенок не вырастет достаточно, чтобы установить свои 
собственные эффективные критерии. самостоятельность в суждениях - начало 
характера. Недисциплинированный ребенок достигает этого намного позже, более 
болезненно и менее тщательно, если вообще достигает.
При другой крайности, судящие типы с недостаточным восприятием не имеют 
"эластичности" или взаимодействия внутри себя. Если они испытывают недостаток в 
соответствующе развитом процессе восприятия, они будут ограничены, ригидны и не 
способны увидеть другую точку зрения, отличную от их собственной. Эта 
характеристика упорно судящего индивидуума определяется словом предубеждение - 
сверхсуждением, недоступным для восприятия.
Более того, если мыслительный или чувствующий типы испытывают в себе недостаток 
восприятия, они будут полагаться на формы суждения ввиду отсутствия содержания. 
Они будут признавать формы, находящиеся в обращении в их окружении: 
мыслительные будут зависеть от формул и принятых принципов; чувствующие типы 
будут приспосабливать позиции к одобрению или неодобрению. Но они будут 
использовать это механически, без истинного озарения в исключительных ситуациях.

Требуется восприятие (будь то ощущения или интуиция) для того, чтобы обеспечить 
понимание, широту кругозора и непосредственные знания жизни для сохранения 
собственого суждения от слепоты.
Таким образом, хорошо сбалансированные личности должны всегда иметь восприятие 
для поддержки их суждения, и суждение для поддержки их восприятия. Тем не менее 
они будут сохранять свои основные предпочтения и качества, которые они дают. 
Дары суждения включают :
Система в осуществлении поступков
Для судящих типов свойственно решать - какой путь осуществления поступков 
является наилучшим, и затем последовательно делать это данным способом. 
Мыслительный процесс стремится к наиболее приятному подходящему или правильному 
методу.
Порядок в имуществе
Это мнение судящих, что порядок - первый закон Небес. Мыслительные типы верят в 
аккуратность по утилитарным причинам. TJ типы могут иметь все разложенным по 
коробочкам внутри ящиков письменного стола, но не беспокоиться по поводу того, 
что делается сверху, FJ типы, более эстетично предрасположенные, постоянно 
содержат в чистоте и поверхность стола также.
Планирование жизни
Порядок, применяемый для чьей-либо деятельности, означает планирование работ и 
расписания. Судящие типы решают заранее, что они собираются выполнить и строят 
тщательные и иногда далеко идущие планы. Представители FJ стремятся иметь 
наиболее полные графики из-за своей большой социальной активности.
Длительное усилие
Однажды решив сделать какое-либо дело, судящие типы продолжают его делать. Это 
применение силы воли приводит к впечатляющим достижениям. Черепаха в скоростных 
гонках была, конечно же, судящим типом. Кролик, поскольку он предпочитал 
применять потрясающие спурты, был, возможно, экстравертированным интуитивом, но 
нуждался в соответствующем решении.
Завершенность
Не каждый, кто живет по принципу суждения, получает удовольствие от актуального 
принятия решений. Некоторые - прямо-таки испытывают неприязнь к делам, 
оставшимся нерешенными. Это больше похоже на чувствующие типы, чем на 
мыслительные.
Осуществление влияния
Судящие типы хотят видеть других людей согласными с их нормами и обычно рады 
советовать им. TJ люди часто обладают лучшими управленческими и 
организаторскими способностями, но тогда, когда правила твердо установлены, 
представители FJ могут быть очень хороши, когда требуется мягкое давление. Как 
это цитирует von Fange (1961) - из 124 школьных администраторов -86% были J.
Определенность во мнениях
Судящие люди обычно знают, что они думают по поводу всего, что они считают 
заслуживающим того, чтобы об этом думать.
Одобрение определенного режима
Одобрение определенного режима поставлено в конце потому, что некоторые, 
отличающиеся развитой интуицией, склонны нейтрализовать его, но судящие типы с 
сенсорикой кажутся способными поддерживать порядок более философски6 чем 
кто-либо из других типов.
Среди даров восприятия следующие :
Непосредственность
Непосредственностью является способность воспринимать всей душой впечатление 
или озарение настоящего момента, даже несмотря на то, что некоторые 
предполагаемые дела остаются недоделанными. Воспринимающие типы верят, что 
может быть гораздо важнее пойти и посмотреть, как птицы вьют гнезда подобно 
детям, или сделать перерыв, чтобы помочь искать ответ на вопрос, или выслушать 
секрет со всей сердечностью, чем вовремя покушать.
Непредубежденность
Восприятие подразумевает неизменное гостеприимство разума, готовность допускать 
к рассмотрению новые факты, идеи и предложения, даже несмотря на то, что они 
содержат повторное открытие решений или взглядов. Воспринимающие типы оставляют 
много решений и убеждений широко открытыми в ожидании новой информации.
Понимание
Восприятие используется по отношению к людям для того, чтобы понять их точку 
зрения, лучше принять решение по поводу их действий. Родители, придерживающиеся 
воспринимающей позиции со своим детьми, всякий раз, когда это возможно, поверят 
с гораздо большим доверием, чем родители, которые имеют непосредственное (и 
обычно критическое) мнение обо всем, что они услышат. Сравнительно редкое 
вынесение решения родителями будет соответствовать большему вниманию, так как 
родителями будет услышано абсолютно все для того, чтобы оценить ситуацию.
Общая воспринимающая позиция вполне совместима с твердой родительской 
дисциплиной. Дисциплина необходима для проведения в жизнь основ, 
предпочтительно нескольких основ. Если дети следят за этим правильно, они - 
приемлемые члены общества, и, совсем как взрослые, они имеют право быть 
избавленными от непрерывных комментариев по поводу каждого их действия.
Терпимость
Позиция "живи и давай жить" возникает частично из отвращения решать дела за 
других людей и частично от воспринимающего признания, что может быть множество 
правильных норм. Терпимость опасно возрастает только когда приводит к 
всепрощению отсутствия норм в существенно важных областях.
Любознательность
Одним из наиболее реальных даров у воспринимающих типов является ожидание того, 
что что-то им еще неведомое будет интересным. Любознательность ведет их в 
малоизученные области знаний и опыта, и в накопленные изумляющие запасы 
информации. Она также отражает скуку, поскольку она находит что-нибудь 
интересное почти в любой ситуации.
Пристрастие к приключениям
Другим ожиданием воспринимающих является то, что ими еще не сделанное - 
ожидается быть интересным. Они могут отказаться от нового приключения на 
основании не склонности именно к этому, из принципа. или в пользу более 
неотразимой приманки, но редко из-за того, что "этого не стоит делать", как 
говорят решающие типы.
Способность к приспособлению
Воспринимающие умеют обращаться с трудностями, приспосабливая имеющиеся в 
наличии средства для достижения необходимых целей. Одна весьма воспринимающая 
женщина заслужила похвалу от своего решающего мужа за то, как эффективно она 
справляется с ситуацией в тех случаях, когда что-то непредвиденное расстраивает 
все имеющиеся приготовления. Поскольку она никогда не привязана к старому плану,
 она свободно импровизирует с новыми при встрече с меняющимися условиями, и 
получает удовольствие, делая это.
Принимая во внимание вышеперечисленные качества, читатели могут иметь 
затруднение, оценивая их собственное предпочтение JP из-за противоречивости 
между тем, что они чувствуют, что они должны делать, тем, что они в 
действительности делают и тем, что они естественно стремятся делать. Это - 
естественная тенденция, это - естественная склонность, которая и определяет 
основное предпочтение. Представление личности о том, что правильно, может быть 
приобретенным идеалом, позаимствованным у другого типа, и действительное 
поведение человека может отражать отчасти чуждую духу полезную привычку, 
заученную от родителей или признаваемую правильной из-за собственных адских 
усилий личности.
Это важно, в особенности для интровертов, помнить, что JP предпочтение касается 
привычной позиции личности по отношению к внешнему миру. То, что показывается в 
большинстве случайных контактов с другими людьми (и определяет JP индекс в 
Индикаторе Типов) - является экстравертируемым процессом, процессом, на который 
обычно полагаются для поведения во внешней жизни. Для экстравертов это то же, 
что и доминантный процесс, для интровертов - это не так.
Таким образом, у интроверта предпочтение к судящей позиции во внешних вопросах 
может быть явным, даже очевидным, но не окончательным. Процесс суждения, 
используемый во внешнем мире, в действительности является подчиненным 
интровертируемому доминантному процессу (который является воспринимающим 
процессом) и управляет человеком в соответствии с требованиями этого 
воспринимающего процесса. Например, если мышление - экстравертируемый процесс, 
он будет вести дела с логикой и решительностью, но логика не позволит мешать 
внутреннему восприятию.
Подобным образом, если у интроверта, чье предпочтение воспринимающей позиции 
обычно очевидно, эти восприятия действительно подчитняются интровертируемому 
процессу суждения (мышлению или чувствованию) и должны обслуживать основные 
ценности и принципы, определенные процессом суждения. Одна студентка - 
интроверт с сильно выраженным восприятием была удивлена, когда она была 
признана "самой решительной в своем школьном классе". Это признание имело место 
вскоре после нескольких спорных вопросов, возникших по поводу того, что 
ценность тактильных ощущений она считала основной. Ее внутренняя уверенность 
прежде взяла верх над привычными внешними восприятиями, и она отстаивала свою 
позицию по всем спорным вопросам.
Некоторые отличия, происходящие из JP предпочтения, сравнены на Рис.27. В общем 
случае, эти характеристики отличают экстравертов в нижней строке Таблицы Типов 
от таких же в третьей строке. Они также отличают интровертов в верхней строке 
от подобных во второй строке, за определенным исключением, касающимся особой 
роли доминантного процесса интровертов.
СУДЯЩИЕ ТИПЫ(*2)	ВОСПРИНИМАЮЩИЕ ТИПЫ(*3)	
Более решительны, чем пытливы.	Более любознательны, чем решительны.	
Живут в соответствии с планами, нормами и привычками, которых не отменить легко 
и свободно, которым си- туация данного момента должна быть подчинена, если это 
возможно.	Живут в соответствии с ситуацией, текущего момента и легко 
приспосабливаются к случайному и непредвиденному.	
Делают вполне определенный выбор из жизненных возможностей, но могут не оценить 
или не использовать неза- планированные, неожиданные и случайные возможности.
	Зачастую способны в управлении незапланированным, неожиданным и случайным, но 
могут не сделать эффективный выбор из жизненных возможностей.	
Рациональны, они полагаются на обоснованные суждения, собственные или 
позаимствованные у кого-либо еще, для того, чтобы предохранить себя от излишних 
и нежелательных случайностей.	Эмпиричны, они полагаются на свою готовность для 
всего на свете, приносящего им непрерывный поток нового опыта - намного больше 
того, что они могут усвоить или использовать.	
Предпочитают иметь дела устроенными и решенными как можно быстрее, так как они 
хотят знать, что должно случиться и могут планировать это и подготовиться к 
этому.	Предпочитают оставлять возможность принятия решения открытой так долго, 
на- сколько это возможно, прежде чем сделать что-либо неизменным, потому что 
они еще не знают об этом вполне достаточно. 	
Думают или чувствуют, что они знают, что другие люди должны делать почти по 
любому поводу, и указывать им.	Знают, что делают другие люди и заинтересованы 
посмотреть, что из этого выйдет.	
Получают настоящее удовольствие, завершив что-либо, разделавшись, вы- бросив из 
головы.	Получают большое удовольствие, начиная что-либо новое, до тех пор, пока 
не исчезнет новизна.	
Склонны считать воспринимающих типов за бесцельных, никчемных лю дей.	Склонны 
считать судящих типов за живых только наполовину.	
Нацелены быть правыми.	Нацелены ничего не упускать.	
Самоорганизованные, целеустремленные и требовательные.	Гибкие, легко 
приспосабливаемые и толерантные.	
*2 Для интровертов эти характеристики слегка изменены из-за воспринимающей 
природы доминантного процесса.
*3 Для интровертов эти характеристики слегка изменены из-за судящей природы 
доминантного процесса.

 
 [Весь Текст]
Страница: из 10
 <<-