Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Социология и Социальная работа :: И.С.Кон :: В ПОИСКАХ СЕБЯ. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ САМОСОЗНАНИЕ.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-
 
й психологии. 
Понятие взрослости, если отвлечься от его формальных возрастных рамок, 
подразумевает, с одной стороны, адаптацию, освобождение от юношеского 
максимализма и приспособление к жизни, а с другой – творческую активность, 
самореализацию. Но разные люди обладают этими качествами в разной степени. 
Французский психолог Б.Заззо, проанализировав термины, в которых люди описывали 
свой переход от юности к взрослости, обнаружила здесь два полюса. Для одних 
взрослость означала расширение своего "Я", обогащение сферы деятельности, 
повышение уровня самоконтроля и ответственности, короче – самореализацию. 
Другие, наоборот, подчеркивали вынужденное приспособление к обстоятельствам, 
утрату былой раскованности, свободы в выражении чувств и т.д. [40] Взрослость 
для них – не приобретение, а потеря, не самоосуществление, а овеществление. В 
первом случае налицо активное, творческое "Я", воплощенное в своих деяниях и 
отношениях с другими людьми, во втором – пассивное, овеществленное "Я", 
сознающее себя игрушкой внешних сил и обстоятельств. Подобное самовосприятие – 
результат фактора не столько возрастного, сколько личностного. И отчетливее 
всего оно проявляется в старости. 

В конце пути. 

Страшно то, что чем старше становишься, 
тем чувствуешь, что драгоценнее 
становится (в смысле воздействия 
на мир) находящаяся в тебе сила жизни, 
и страшно не на то потратить ее, на 
что она предназначена. Как будто она 
(жизнь) все настаивается и настаивается 
(в молодости можно расплескивать 
ее – она без настоя) и под конец жизнь 
густа, вся один настой. 

Л.Н.Толстой 

Вероятно, ни один возраст не описывается так противоречиво, как старость. 
Существует мудрая старость, к опыту которой нужно благоговейно прислушиваться. 
Вспомним, например, образ Мамуре из одноименной пьесы Жана Сармана. И тут же: 

Не учись у старости, 
Юность златорунная! 
Старость – дело темное, 
Темное, безумное. 

Одни рассуждают о счастливой старости, пожинающей плоды своих трудов. Другие 
говорят, что лучше умереть молодым, не испытав старческих немощей и 
унизительного чувства, что пережил самого себя. "Предрассудок, будто глубокая 
старость может быть даже приобретением ("мудрая"), относится главным образом к 
художникам, писателям, философам и т.д., во всяком случае – всегда только к 
знаменитым людям, – пишет Макс Фриш. – Присутствие или хотя бы влияние их труда 
на общественное мнение невольно заставляет отождествлять личностей с их славой, 
стареющей гораздо медленнее" [42]. 
Но что конкретно стоит за разными философиями старения? Старческая мудрость 
подразумевает накопленный с возрастом жизненный опыт и знания, тогда как 
ухудшение здоровья, памяти и т.п. – психофизиологическую инволюцию. Да и какой 
возраст можно отнести к старости? Ведь возможности 70-летнего и 90-летнего 
человека неодинаковы. 
Э.Эриксон считает "критической задачей" старости достижение цельности, 
осознание и принятие прожитой жизни и людей, с которыми она тебя свела, как 
внутренне необходимой, единственно возможной. Мудрость – понимание того, что в 
твоей жизни больше нет никаких "если бы", ее нужно принимать целиком, со всеми 
взлетами и падениями. В противном случае неизбежно отчаяние, горечь по поводу 
неправильно прожитой, несостоявшейся жизни. 
Но понятие мудрости многозначно. В любой философской традиции мудрость означает 
особый тип знания, глубокое понимание сущности бытия, для достижения которого 
нужно длительное время. Но "западная" философская традиция, начиная с 
античности, подчеркивает роль интеллекта и разума, тогда как "восточная" (дзэн 
– буддизм, даосизм, суфизм, индуизм) считает избыток рациональности опасным, 
подчеркивая ценности созерцания и сострадания. 
Американские психологи В.Клейтон и Дж.Биррен провели любопытный эксперимент, 
попросив 21-летних студентов, изучавших начальный курс геронтологии, 49-летних 
ученых-геронтологов и 70-летних сотрудников геронтологического центра в 
Лос-Анджелесе описать типичные свойства мудрого человека, а затем указать, в 
какой мере они присущи людям разных возрастов. Оказалось, что из 15 определений 
(пожилой, способный к сопереживанию, опытный, мягкий, умный, интроспективный, 
обладающий интуицией, знающий, умеющий быть самим собой, наблюдательный, 
миролюбивый, практичный, обладающий чувством юмора, понимающий, мудрый) с 
возрастом всегда ассоциируются только понятия "пожилой" и "опытный"; понятия 
"интуитивный", "умный" и "наблюдательный" вообще не ассоциируются с возрастом, 
а все прочие вариации зависят от собственного возраста испытуемых [43]. "Мудрая 
старость" – такой же стереотип массового сознания, как "романтическая юность", 
никто и никогда не считал "мудрость" и "старость" синонимами. Вместе с тем 
нельзя не учитывать расплывчатость и амбивалентность (двойст
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-