|
в сфере
досуга также характеризуются неустойчивостью занятий и низкой
целенаправленностью. "Исполнительные работники", имеющие хорошие деловые
показатели, но не ориентированные на профессиональную самостоятельность,
работающие по принципу "если надо, то надо", те же свойства проявляют и в
досуге: для них везде характерна высокая адаптивность, приспособляемость и
слабая выраженность собственного "Я". Напротив, "самопрограммируемые" люди,
сочетающие высокие деловые качества с четко выраженной установкой на
самостоятельность и творчество в труде, весьма активны и в сфере досуга,
который у них отличается не столько разнообразием, сколько устойчивостью
интересов.
Преодоление этих диспропорций предполагает создание таких социальных условий,
при которых обеспечиваются равные возможности для развертывания потребностей и
способностей всех людей как субъектов многообразной деятельности во всех сферах
общественной жизни. Но индивидуальные различия при этом не исчезают. А от
субъективной ценностной иерархии видов деятельности и степени успешности
осуществления себя в них зависит и удовлетворенность личности своей жизнью.
Изучая представления о смысле жизни и степень удовлетворенности ею нескольких
больших групп рабочих, К.Муздыбаев [39] установил, что общая доля людей, не
удовлетворенных своей жизнью, не превышает в нашей стране 20%. Важнейшими
критериями удовлетворенности выступают трудовая и семейная жизнь. Но на разных
стадиях жизненного пути их соотношение меняется. Самая низкая удовлетворенность
смыслом своей жизни характеризует людей моложе 25 лет, что, очевидно, связано с
трудностями взросления и вхождения в самостоятельную жизнь. Между 25 и 30
годами эти трудности преодолеваются, собственная жизнь кажется людям
максимально осмысленной и наполненной. После 30 лет возникают новые
противоречия: первые жизненные успехи и ожидания уже позади, труд и быт
становятся будничными и в результате – новое снижение чувства осмысленности и
полноты бытия. После 50 лет, когда накопленный опыт позволяет реалистичнее
оценить соотношение ожидаемого и достигнутого и люди начинают подводить
некоторые итоги своего жизненного пути, он снова кажется им более осмысленным,
а жизнь – удавшейся. Разумеется, за всеми такими подъемами и спадами стоит
множество индивидуальных и социальных вариаций.
В зарубежной психологической литературе много пишут о так называемом "кризисе
середины жизни", относя его условно к периоду между 40 и 50 годами. Проблема
эта, безусловно, реальна. "Середина жизни" для многих мужчин и женщин
действительно является "трудным возрастом". Современный человек долго сохраняет
ощущение молодости, но где-то около 40 лет он начинает все острее чувствовать,
что есть много вещей, которые ему уже "нельзя делать" или "поздно начинать". И
дело здесь не столько в физическом самочувствии. Пик профессиональной,
служебной деятельности у большинства людей (исключение составляет лишь
административно-политическая и научная карьера) к 45 годам уже достигнут, а то
и перейден. Овладение секретами профессионального мастерства приносит
социальное признание и радостное чувство от умения делать свое дело, но в то же
время влечет за собой определенную рутинизацию трудовых навыков, которой
нередко сопутствует усталость и некоторое разочарование в работе, а заодно и в
собственных способностях. Процессы рутинизации наблюдаются и дома: супружеская
любовь утратила былую страсть, поблекла в мелочах быта; дети, цементировавшие
семью, выросли и предпочитают жить собственной жизнью, а круг внесемейного
общения с годами сузился, да и само оно приобрело известную монотонность. Если
в молодости и периоде ранней зрелости основным временным параметром
самовосприятия является то, что можно было бы назвать "будущее в настоящем"
(жизнь в сегодняшнем дне, но не ради него самого, а ради предвидимого и
творимого в нем завтра), то к "середине жизни" настоящее постепенно становится
самоцелью. А сужение временной перспективы часто оборачивается апатией, скукой,
боязнью новых начинаний и т.д.
Некоторые люди пытаются вернуть ушедшую молодость путем возврата к уже
пройденным экспериментально-игровым формам бытия, сбросив груз ранее принятых
обязанностей. Существует и тип "вечных юношей", которые не могут и не хотят
взрослеть. Образ такого мужчины предстает перед зрителем в фильме "Полеты во
сне и наяву". Вечная юность кажется прекрасной, но, как и вечная весна, она
обрекает на вечное бесплодие, которое ложится тяжким грузом и на самого
субъекта, и на окружающих его людей. На воображаемых крыльях можно летать лишь
во сне.
Попытки преодолеть чувство стагнации возвращением к стилю жизни собственной
юности лишь демонстрируют недостаток творческих потенций личности. Чтобы
сбросить с плеч бремя прожитой жизни, нужно смотреть не назад, а вперед –
устремляться в неизведанное и принимать на себя новую ответственность не только
за себя, но и за других.
Хотя жизненные кризисы и их переживание сугубо индивидуальны, их нельзя вырвать
из социального контекста, которым они в значительной мере обусловлены. Если в
США 40-45-летний рабочий уже считается бесперспективным и живет под угрозой
увольнения и безработицы, надо ли удивляться появлению тревожных нот в его
"образе Я", о которых его сверстник из социалистических стран даже не
подозревает? Существуют и более частные социопрофессиональные факторы. Молодой
рабочий или студент с восхищением и завистью следит за успехами 15-16-летней
чемпионки мира по художественной гимнастике. Но ему самому предстоит еще долгий
и радостный путь по восходящей, тогда как спортивные звезды рано
профессионально стареют и вынуждены затем искать себе новое применение, причем
их достижения в новой сфере деятельности крайне редко равняются тому, что было
однажды достигнуто. Помочь этим людям в юности избежать "звездной болезни", а
затем чувства, что все главное в жизни уже позади, – одна из задач спортивной и
социальн
|
|