|
нии и границах власти" (19). Опыт различных политических
устройств убеждает в том, что понятие господствующего класса не является
бессодержательным, а политика нередко "делается" представителями крупных
финансовых и промышленных кругов, теми, кто наделен ресурсами политического
влияния. Властные структуры поэтому не следует отождествлять лишь с
формально-юридическими механизмами осуществления власти. И на эту сторону
деятельности режима в той или иной форме обращается внимание практически во
всех приведенных выше определениях.
В-четвертых, любой режим в своей деятельности обращается к тем или иным
методам достижения целей. Режимы могут существенно отличаться друг от друга, в
зависимости от того, какие методы (насильственные или ненасильственные)
используются ими в достижении поставленных целей. Важно не смешивать между
собой методы осуществления власти и собственно властные структуры.
Свидетельством того, что это не одно и то же, служит, например, богатый опыт
функционирования авторитарных режимов. Обладающие нередко сходными
репрессивными структурами политической власти, авторитарные режимы далеко не
всегда обращаются к фронтальному насилию в достижении поставленных целей. В тех
случаях, когда более эффективным оказывается использование методов убеждения, а
не принуждения, репрессивный по своей природе режим может, вопреки ожиданиям,
оказаться способным проявить "несвойственную" для него гибкость и склонность к
компромиссам. Возможно здесь заслуживает упоминания один из методов массовой
мобилизации, использованных режимом и, персонально, И. Сталиным в начале
отечественной войны с фашизмом. Прямое обращение к нации ("Братья и сестры!"),
культивирование национального единства перед лицом общей опасности сыграло не
последнюю роль в достижении целей режима, существо которых совершенно не
изменилось — всеми средствами сохранять власть.
Таким образом, методы осуществления власти и властные структуры могут
существенно различаться. Поэтому следует подчеркнуть, что режим обладает не
только специфическими структурами власти (ими обладает и политическая система),
но и особыми методами ее реализации.
2 - А. П. Цыганков 17
Наконец, в-пятых, режим, по сравнению с системой, обладает своими
собственными временными характеристиками. Четче всего этот признак отражен в
определении режима, данном американскими политологами Дж. Барнсом, М. Картером
и М. Скидмором: "Режим есть специфический период действия политической власти,
осуществляемой в рамках политической системы" (20). Мы уже заметили выше, что
одна и та же политическая система может функционировать в разных режимах.
Суммируя сказанное, можно сформулировать следующее определение. Политический
режим есть совокупность определенных структур власти, которые функционируют в
общих (структурных и временных) рамках политической системы общества и
преследуют цели ее стабилизации, опираясь в этом на сложившиеся (или же
складывающиеся) социальные интересы и используя специфические методы. Режим,
таким образом, это своего рода жизнь, "дыхание" политической системы, ее
упорядоченная динамика. Таким образом, он весьма близок к политической системе
содержательно (на основании общности первого — третьего признаков), что в целом
ряде случаев позволяет рассматривать данные понятия как взаимозаменяемые. Из
такого понимания мы будем исходить в своих дальнейших рассуждениях. Нам
хотелось бы, однако, чтобы читатель имел ввиду два следующих обстоятельства.
Первое: данное определение — всего лишь рабочее, и его неверно было бы
рассматривать как окончательное. И второе: оно вовсе не является новаторским,
ибо все основные его компоненты были уже проанализированы политической мыслью,
начиная с Античности.
18
I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ "ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ" И ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ
ПОДХОДЫ
В данной главе нас будет интересовать происхождение понятия "политический
режим", возникновение и накопление в истории политической мысли определенных
предпосылок, которые способствовали введению концепции "режимов" в оборот
экспериментальных и теоретически ориентированных социальных дисциплин. Мы
попытаемся, таким образом, показать, что утверждение и широкое использование
данного термина, причем, не только учеными, но и журналистами, публицистами,
явление вполне закономерное.
1. АНТИЧНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Философская мысль — величайшее культурное достояние человеческой цивилизации.
Все великие религиозные системы, естественнонаучные открытия, гуманитарные
прозрения рождались в лоне философской мысли, а само интеллектуальное
творчество обладало несвойственной для него теперь многогранностью и
универсальностью. Это в значительной степени относится и к политической
философии. Те проблемы, которые в наши дни "разнесены" по полюсам политической
психологии и политической экономии, политической социологии и антропологии,
когда-то рождались и сосуществовали в рамках единой политической философии.
Политическую философию, как справедливо отмечал Д. Аптер, издавна интересуют
принципы установления и функционирования так называемого "хорошего" общества
(являющегося таковым в понимании того или иного мыслителя), определение и
постановка моральных и иных целей перед человеческим сообществом (21). Однако
вместе с тем, как достижения политической философии правомерно рассматривать и
правовые идеи Ш. Л. Монтескье о необходимости "разделения властей", и
социологические в св
|
|