|
онализма из его
поля зрения выпадают те политические явления и процессы, которые по различным
причинам находятся за пределами существующих институтов. Построенные таким
образом рассуждения едва ли способны адекватно объяснить, например, в чем
причина падения Веймарской республики с существовавшими в ней демократическими
политическими институтами.
В то же время, лучшие представители институционализма неизбежно выходят в
своем анализе за пределы данного направления, понимая его ограниченность.
Примером могут служить работы С. Хантингтона, одного из самых известных
представителей институционального направления. Хотя Хантингтон рассматривает
институты как приоритетные в решении задач политического развития, он
противопоставляет им неинституциональное, неупорядоченное начало общественной
жизни — политическое участие. Поэтому политика под его пером предстает как
динамическое единство институционализации и тех социально-политических
процессов, которые не только укрепляют имеющиеся политические институты, но и
подрывают их прочность. С логической точки зрения эта позиция безупречна и
открывает широкие возможности для исследования.
Бихевиоризм, структурализм, плюрализм
Бихевиоризм, структурализм, плюрализм представляют собой очередной этап в
эволюции политической науки. На Западе эти направления развиваются примерно в
одно и то же время, с середины 50-х гг., и объединены интересом к
внеинституциональным основаниям политической жизни (63). Институционализм
подвергается этими направлениями критике за неприятие всей полноты имеющихся в
обществе политических позиций и типов политического поведения, их со
72
циальных и групповых оснований. Бихевиоризм, структурализм и плюрализм
оказались близки друг другу и еще по одной причине. В отличие от
институционализма, они не упускали возможности подчеркнуть свои сугубо
сциентистские ориентации, стремление получить "объективное", "беспристрастное"
и в этом смысле конечное знание о политических явлениях. Характерно в данном
отношении высказывание одного из основателей бихевиоризма Д. Истона, который
полагал, что задача исследователей — "исключить из научных исследований все
субъективные факторы: цели, намерения, желания, идеи — и оставить лишь данные
верифицируемых наблюдений".
Заслуга бихевиоризма состояла в активном вовлечении в политический анализ
психологических методов исследования. Сама категория политического поведения,
понимаемого как спонтанное, несанкционированное взаимодействие субъекта
политики с окружающей его средой, возникла в рамках бихевиористского
направления. При этом подходе политический анализ проводился, отталкиваясь не
столько от имеющихся институтов, сколько от наполняющего их человеческого
содержания, не столько от норм, сколько от реальности. Соответственно возникал
и иной, более современный взгляд на политические режимы, на их способность
изыскивать для себя социально-психологическую поддержку, яснее осознавать среду
своего функционирования и характер зависимости от факторов психологического
порядка. В центре внимания бихевиористов оказались вопросы общественного мнения,
политических мотиваций и предпочтений людей, причины возникновения явлений
политического насилия и абсентеизма и многие другие.
Плюрализм в методологическом отношении оказался непосредственным продолжением
бихевиористских исследований. Однако его представители обратились к
исследованию иных вопросов, связанных, прежде всего, с особенностями
функционирования демократической системы, представительством и разделением
властей, принципами рекрутирования и взаимодействия политических элит. И если
бихевиоризм строил свои постулаты, исходя из концепции "методологического
индивидуализма", то плюрализм рассматривал политический процесс как
взаимодействие групп. По существу, плюралистическую теорию можно рассматривать
и как защиту множественности групп, причастных к власти и делящих ее между
собой, придерживаясь единства в отношении базовых ценностей социального
сообщества. Возникновение плюралистической теории иногда связывают с выходом в
свет в 1961 г. книги Р. Даля "Кто управляет?", в которой автор, полемизируя с
концепцией "властвующей элиты", стремился на примере одного из американских
городов показать плюралистический характер западно
73
го политического устройства. Именно с плюрализмом, или упорядоченным
взаимодействием групп и политических позиций представители данного направления
связывают стабильность демократических систем. Вообще вклад плюралистической
теории в теорию политических режимов следует, по-видимому, связывать именно с
исследованием процедурных особенностей демократических режимов.
Структурализм также проявил интерес к осмыслению внеинституциональных
особенностей политической жизни, однако с использованием своего, весьма
своеобразного методологического инструментария. Вообще каждое направление
политической науки ранее или позднее формулирует своего рода "пароль", ключевой
термин, в основном определяющий его методологическое кредо и исследовательские
установки. Для институционализма таким "паролем" было и остается понятие
социальных норм и законов, для политической философии — моральные нормы,
бихевиоризм сформулировал понятие политического поведения, плюрализм чаще
других оперировал термином "интерес". Для приверженцев структурализма
характерно особенное
|
|