|
ункционировать в различных режимах. Советская система выступала в этом смысле
в разных обличьях в конце 30-х и начале 60-х годов, в начале 70-х
10
и середине 80-х. Кроме того, если "система", по словам того же исследователя,
есть понятие обобщающее, аналитическое, играющее в осмыслении политических
реальностей роль концептуального ядра, то "режим" способствует эмпирическому
описанию этих реальностей.
В таком понимании "режим" оказывается весьма близок "политическому процессу",
значение которого тесно переплетено с содержанием системы. Политический процесс,
по существу, представляет собой динамический аспект политической системы, он и
есть эта система, но представленная в разрезе ее становления, функционирования
и развития. При всех различиях в толковании политического процесса практически
всегда обращается внимание на его динамическую сторону, способность оживлять,
наполнять действием имеющиеся политические структуры и институты. "Политический
процесс", — замечает в этой связи A.M. Салмин, — одна из тех универсалий,
которые обеспечивают диалог людей и культур, не предопределяя его исхода,
подобно тому как общий язык дает возможность собеседникам говорить друг с
другом, не обязательно при этом договариваясь" (б). "Тип процесса,
характеризующего социальную систему, — формулирует эту же мысль Т. Парсонс, —
есть то, что мы называем взаимодействием" (7). Выступая как деятельностное
начало, политический процесс в то же время способствует стабилизации
политической системы и ее институтов, упорядочивает имеющиеся в них связи и
отношения.
Можно сказать поэтому, что понятия режима и процесса объединяет между собой,
во-первых, акцентирование динамического аспекта политической жизни, а во-вторых,
способность определяемых с помощью данных понятий явлений оказывать на
политику стабилизирующее воздействие. В то же время, режим — лишь одна из
характеристик процесса, один из возможных способов его рассмотрения. Сегодня
это еще и один, из самых (если не самый) распространенных способов. Но все же
"один из". Ибо политический процесс может быть проанализирован и с точки зрения
возможных циклов и ритмов, т.е. в его диахронном, стадиальном измерении. Если
подходить таким образом, то режим можно определить и как синхронное,
структурное измерение политического процесса. Различия здесь вполне очевидны.
Одно дело — сталинский режим с характерными для него властными структурами и
методами организации политического равновесия, а другое — логика и этапы
становления, консолидации и распада режима. Первое относится к режиму, его
структуре и поведению непосредственно, а второе — скорее косвенно, помогая,
впрочем, понять его исторические границы и особенности эволюции.
Немаловажно уяснить и то, как соотносятся между собой понятия "режим" и
"государство". "Государство" — одно из самых древних и
11
употребимых политическими мыслителями понятий, в то время как обращение к
категории режима датируется второй половиной XX столетия. Принципиальное
понимание государства связано, во-первых, с изучением специализированного
аппарата людей, занятых организацией и принуждением в целях управления
обществом, а во-вторых, с отнесением к сфере государственной деятельности
любого социального действия. В первом случае государство есть лишь определенный
политический институт, во втором — устройство политической власти в обществе,
то, что позднее получит наименование политической системы. Уже Аристотель
достаточно четко разграничил категории "государства" и "государственного
устройства". С его точки зрения, "государство (polis) представляет собой нечто
составное, подобное всякому целому, но состоящему из многих частей", а
"государственное устройство (politeia) есть известная организация обитателей
государства" (8) . Поэтому можно сказать, что понятия "государство" и
"государственный строй" являются в известном смысле традиционными аналогами
более современных, возникших уже в XX веке понятий "политическая система" и
"политический режим". Эти последние лишь подтвердили правильность догадок своих
предшественников относительно необходимости комплексного, макросоциального
осмысления политических явлений.
Разновидности определений политического режима
В политической науке сложилось, по меньшей мере, две традиции в осмыслении
политических режимов. Одна из них связана с политико-правовым, или
институциональным подходом, другая — с социологическим. Различия, имеющиеся в
рамках данных традиций, весьма существенны, хотя и отнюдь не непреодолимы. В
первом случае преимущественное внимание уделяется формально-юридическим,
процедурным характеристикам осуществления власти, во втором — ее социальным
основаниям и происхождению. Рассмотрим данные определения более подробно.
Ученые, представляющее первое, институциональное направление политического
анализа, склонны смешивать "режим" с понятием форм правления или
государственного строя. "Политический режим есть система или форма правления",
— пишет, например, американский исследователь К. Бекстер (9). Подобная
постановка вопроса традиционно была характерна и для французского
государствоведения, где монархия и республика различались, главным образом,
именно как формы правления, а сам термин "политический режим" считался частью
категориального аппарата конституционного права и связывался с особенностями
разделения государственной власти и их соотношени
12
см (10). Соответственно, выделялись режим слияния властей (абсолютная монархия),
режим разделения властей (президентская республика) и режим сотрудничества
властей (парламентская республика) . Однако, постепенно понятие режима обрело
права самостоятельн
|
|