|
во" у Ф. Тенниса, "органическая" и "механическая"
солидарность у Э. Дюркгейма, типы "социальных систем" Т. Парсонса), изучили
символические, поведенческие и ценностные структуры, способствующие
упорядочению и разрушению социальных связей и отношений. Немалая заслуга
принадлежит здесь конфликтной школе социального анализа (марксистской,
немарксистской и неомарксистской), поставившей в центр своего рассмотрения те
социальные структуры и процессы, которые побуждают общества к изменению.
Наконец, в-третьих, для социологии оказался характерен особый взгляд на
проблематику перехода и социальной динамики. Начиная с Конта социальная
динамика рассматривалась как полноправная сфера исследования, хотя нередко и
вытекающая из более широкой и значимой проблемы порядка. К анализу этой
проблематики в равной степени причастны и макро, и микросоциологи (бихевиористы,
интеракционисты, этнометодологи). И если первые выявили возможные алгоритмы
действия перехода и изменения, то вторые показали его действительные стимулы и
конкретное содержание.
56
В результате усилиями теоретической социологии существенно обогатилась и сама
идея социального порядка. В современной социологии термин "социальный порядок"
имеет целый ряд логически связанных между собой значений. Английский социолог П.
Коэн перечисляет главные из них. Во-первых, "порядок" относится к
существованию определенных ограничений, запретов, контроля в общественной жизни.
Во-вторых, — указывает на существование взаимности в ней: поведение каждого
индивида не случайно и беспорядочно, но отвечает взаимностью или дополняет
поведение других. В-третьих, — улавливает элемент предсказуемости и
повторяемости в общественной жизни: люди могут действовать социально только в
том случае, если они знают, чего ожидают друг от друга. В-четвертых, — может
означать определенную согласованность, непротиворечивость компонентов
социальной жизни, и, наконец, в-пятых, — устойчивость, более или менее
длительное сохранение се форм. Такая разработка проблемы порядка, несомненно,
вносит свой вклад и в осмысление многоаспектной проблематики политических
режимов.
5. XX ВЕК: М. ВЕБЕР И ШКОЛА "ЭЛИТОЛОГИИ"
Теория элит и политические исследования М. Вебера существенно отличаются от
подходов политической философии и теоретической социологии. Думается, что это
отличие в принципе может быть представлено как синтез философского и
социологического подходов: у политической философии элитисты унаследовали
интерес к изучению политики, а у социологии — специфический метод исследования,
связанный с отказом от нормативности и попытками преодолеть влияние
субъективных установок на результаты анализа. Строго говоря, теория элит — это
не философия и не социология. Ее положение промежуточно, но именно этот
"промежуток" и представляется особенно важным для целей нашей работы.
Теория элит — это политическая социология, и ее основные достижения,
несомненно, следует включить в арсенал теории политических режимов. О важности
разработок "элитологии" свидетельствует, например, тот факт, что некоторые
исследователи само содержание режима увязывают с взаимоотношениями масс и элит
(54).
Классическая "элитология"
Классики теории элит представлены именами итальянцев Гаэтано Моска
(1858—1941), Вильфредо Парето (1848—1923) и немецкого ученого Роберта Михельса
(1876—1936).
57
Важнейшие заслуги в области политической науки принадлежат Г. Моске (55),
сделавшем упор в своей теоретической деятельности на изучение политических форм,
режимов, способов правления. Моска посвятил этому всю свою жизнь и в работах
"Теория правления и парламентского правления", "Основы политической науки"
фактически первым использовал понятие режима в близком к современному смысле.
Коротко рассмотрим его позиции в сложившейся уже последовательности: структура
и функции, типология, динамика политических режимов.
Главный его вклад — формулирование и развитие представлений о
внеинституциональных субъектах политики, прежде всего, о тех, что находятся у
власти. Он впервые взглянул на властвующую элиту как на относительно целостную,
сплоченную в рамках политического класса группу, обладающую особыми социальными
и духовными качествами. Управление обществом, заявил Моска, в принципе не может
осуществляться большинством, как полагали многие философы Античности и Нового
Времени. Но и в тех случаях, когда формально вся полнота власти принадлежит
монарху или герою (персонажу работ Карлейля, Лебона, Ницше и других), реально
властью наделен и осуществляет ее политический, а точнее "господствующий класс".
Общество поэтому распадается не просто на героев и толпу, массу, но на
управляющих и управляемых. "Среди постоянных тенденций и фактов, которые
обнаруживаются во всех политических организмах, — писал Моска, — может быть
легко продемонстрировано всем следующее: во всех обществах, начиная с самых
среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и
мощными, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых.
Первый, всегда менее многочисленный, осуществляет все политические функции,
монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как
второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым, более или
менее законным образом или же более или менее произвольно и насиль
|
|