Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Социология и Социальная работа :: А.П. ЦЫГАНКОВ - СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ: СТРУКТУРА, ТИПОЛОГИЯ, ДИНАМИКА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
узнаваема всеми); 2) организована 
(обладает определенным, специфическим именно для этой деятельности порядком 
своего осуществления); 3) организована локально (сиюминутна, ситуационна); 4) 
организована естественно (ее специфическая организация есть ее неотъемлемая 
часть, то, что делает эту специфическую деятельность тем, чем она является); 5) 
рефлексивна (т.е. объяснима именно тем специфическим для нее образом, каковым 
она производится как специфическая деятельность) (52). Этнометодология, таким 
образом, попыталась выявить наиболее, может быть, фундаментальные основы 
социального, а следовательно, отчасти и политического порядка.
  Но, пожалуй, наибольшей для теории режимов значимостью обладают различные 
версии структуралистской и структурно-функциональной версий социологии. В этот 
ряд социологического теоретизирования по большому счету могут быть зачислены не 
только "система социального действия" Т. Парсонса и его последователей, но и 
достижения марксистской (и неомарксистской) социологии, которую едва ли 
справедливо было бы противопоставлять функциональному анализу. На 
некорректность такого противопоставления справедливо указывал С.М. Липсет, 
отмечавший, что методологически Марксов подход был, как и функционалистский, 
обращен к анализу механизмов поддержания общественного консенсуса (53). 
Марксизм же, в свою очередь, явился лишь разновидностью конфликтного анализа, 
связанного с именами Зиммеля, Д. Дарендорфа, Л. Козера и других. В эту же 
    54
    
группу исследований в принципе можно зачислить и "интегральную социологию" П. 
Сорокина, уделявшего огромное внимание осмыслению социальных и культурных 
структур в их статическом и динамическом преломлении. Понимаемое столь широко 
структурно-функциональное направление внесло без преувеличения огромный вклад в 
развитие политологических исследований вообще и политических режимов в 
частности.
  Во-первых, в рамках этого направления были разносторонне осмыслены социальные 
основания политики и функционирования политических систем. Идеи Сорокина и 
Дарендорфа о социальной мобильности между правящим и управляемым классами, 
теории стратификации и мобильности в разработке П. Сорокина, введенные 
Дарендорфом и Козером понятия "встроенного социального конфликта", "функций 
социального конфликта" могут с полным правом войти и в арсенал теории режимов.
  Во-вторых, "структуралисты", хотя и не всегда точно указывали на 
действительные причины происходящих в обществе изменений, достаточно 
разносторонне описали сами эти изменения. Развернутая теория Парсонса 
представила общество как сложнейшую систему, состоящую из ряда подсистем, 
каждая из которых наделена своими собственными функциями, подчиняется своей 
собственной логике и находится в комплексном соподчинении с другими 
подсистемами. Причем именно парсоновская конструкция продемонстрировала 
возможность осуществления впечатляющего синтеза в корне различающихся 
философских и социологических построений. Идеи Дюркгейма и Вебера соседствовали 
в его теории с понятиями и концепциями Фрейда, Мида, Джеймса, Парето, Тенниса и 
многих других.
  В-третьих, не уделив достаточного внимания (исключая работы П.Сорокина, 
связанные с анализом "социологии революции") анализу структуры самого 
переходного процесса, структурно-функциональный анализ создал уникальный по 
своей эвристической ценности набор идеальных типов и классификаций обществ и 
социальных форм, показал если не саму динамику их смены, то, по крайней мере, 
направленность трансформации этих форм, выявил, "от чего к чему" происходят 
социальные сдвиги.
    Идея порядка и теория политических режимов
  Таким образом, социологи теоретики уделили в своих исследованиях огромное 
внимание разработке проблемы социального порядка. Собственно говоря, само 
возникновение некоторых социологических направлений следует напрямую связывать 
с необходимостью решения этой проблемы. Но что особенно важно, принимая во 
внимание цели 
    55
    
данной работы, так это отметить, что сам способ исследования проблемы порядка 
вполне позволяет предпринимать усилия по соединению разработок теоретической 
социологии с теорией политических режимов.
  Заслуга социологов заключается, с нашей точки зрения, в следующем. Во-первых, 
была по-новому, по сравнению с политической философией, поставлена и решена 
проблема взаимосвязей общества и государства. Это во многом связано с тем, что 
сама социология как наука о социальной интеграции появляется тогда, когда 
понятие "общество" уже отличается от понятия "государство". Политическая 
социология (во всяком случае, ее теоретические разработки), берущая свое начало,
 вероятно, от текстов Ш. Монтескье, приобретает при усилии социологов вполне 
устойчивое, респектабельное положение. Макроструктуры общества, которые 
оказываются предметом внимания Дюркгейма, Тенниса, Зиммеля и других социологов 
задают исследователю совершенно особенный, не знакомый философам угол зрения, 
позволяющий увидеть государство и политические институты сквозь призму 
организмической, системной теории. Вооруженные таким взглядом, социологи легко 
выявляли взаимосвязь политических факторов с социальными структурами, типами 
массового и индивидуального восприятия, культурными нормами и системой ролей.
  Во-вторых, проблема порядка изучалась социологами не только 
функционально-методологически, но и функционально-типологически. Социологи дали 
прекрасные образцы идеальных типов ("военное" и "индустриальное" общество у Г. 
Спенсера, "община" и "общес
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-