|
дливо заметил
В.Вильчек, служит обоснованием скорее классового сотрудничества, нежели
классовой борьбы . Важность этой идеи для интересующих нас целей — ее
способность стать опорной в анализе экономических и — шире — социальных
оснований политики. Кроме того, здесь, с нашей точки зрения, принципиально
заложено понимание той простой истины, что политика есть особый род
общественной деятельности, требующий профессионализации и специализации не в
меньшей степени, чем, скажем, экономика или культура.
— Это, наконец, и формационная идея — главный вклад Маркса в теоретическую
социологию XIX и XX-го вв. Не приснопамятная истматовская "пятичленка", высшим
достижением которой было выяснение взаимосвязей "базиса" и "надстройки", а
взгляд на общество как целостный, универсальный организм, где подчинены друг
другу, сложно согласованы между собой формы духовной и материальной культуры,
типы знания, политического и экономического устройства.
Как видим, каждая из этих идей так или иначе затрагивает экономическую
подсистему общества, то, что Маркс называл "способом производства". Такой
подход, конечно же, не исчерпывает собой всего многообразия и богатства
политической жизни. Но ведь и нелепо было бы рассчитывать на то, что теоретик
сумеет представить универсальный метод для анализа реальности. Маркс, хотя и
претендовал на создание такого метода, не был и не мог быть в данном отношении
исключением из правила. Его анализ бесспорно является по своей
* Вильчек В.М. Алгоритмы истории. Философско-социологические очерки. М., 1989.
С. 42.
41
природе политэкономическим, способствующим прояснению многих важных вопросов в
осмыслении политических режимов. Не освещая подробно идеи "поискового
марксизма", важно подчеркнуть, что формирование теории политических режимов
невозможно без актуализации потенциала классической марксистской теории.
Заслуги классического марксизма не сводятся лишь к продуцированию
оригинальных теоретических аргументов. Не менее существенно для всестороннего
рассмотрения режимов принять во внимание тс работы, которые посвящались
ситуационному исследованию политической жизни. Здесь особенно важны
политическая публицистика Маркса и Энгельса, письма Маркса с разбором
политической ситуации во Франции и, конечно, работа "18-е брюмера Луи
Бонапарта", давшая превосходный анализ нового, неизвестного ранее типа
политических режимов — бонапартизма. Важность осмысления бонапартизма, его
социальных основ и особенностей политического функционирования была убедительно
продемонстрирована XX веком. Режимы бонапартистского толка, т.е. единоличные в
своем существе, но опирающиеся на народное волеизъявление, были установлены не
только в России, но и самых разных странах Третьего Мира. Практически везде,
где произошли революции — в Китае, Кампучии, Иране, ряде африканских стран, —
сложились благоприятные для возникновения бонапартизмов социальные предпосылки.
Это и было предтечей установления разновидностей тоталитаризма и популизма.
Раньше или позднее, но должно было наступить время, когда внутренне
противоречивый, содержащий в себе свою собственную противоположность,
классический марксизм распался на две различные, плохо стыкующиеся между собой
традиции мышления. В теоретический спор вступили представители революционного и
эволюционного толкования социально-политических реальностей. Со временем этот
спор породил и два типа политических организаций, два политических течения —
коммунистов и социал-демократов, отстаивавших в корне отличающиеся тактические
и программные установки. При этом оба направления претендовали на получение
права аутентичной преемственности с классическим марксизмом, оба находили в нем
весомые аргументы и оба были действительно связаны с ним многими нитями.
Одним из наиболее влиятельных направлений радикально-революционного понимания
классического марксизма стал российский большевизм. Большевизму во главе с его
вождем В.И. Лениным выпала уникальная роль практического воплощения идей Маркса,
точнее говоря, тех идей, которые хотя и были препарированы Лениным и Троцким,
все же во многом брали свое начало в "Манифесте Коммунисти
42
ческой партии" и других классических текстах. В этом смысле с деятельность
большевиков отчасти напоминает деятельность Цицерона и отцов-основателей США,
ведь большевикам было суждено не столько закладывать основы нового мышления,
сколько практически проверять верность теории. Именно эту задачу выполнял в
свое время Цицерон, опиравшийся в своей практической деятельности на наследие
античности (главным образом, работы Аристотеля) и Т. Джефферсон, апробировавший
в своем президентстве положения европейского либерализма (сформулированные в
работах Локка, Монтескье и других мыслителей). Разница заключается лишь в том,
что большевики апробовали авторитарный в своей основе марксистский проект, в то
время как и Цицерон, и первые политики США придерживались принципиально иных
представлений об оптимальном общественном и политическом устройстве.
Поэтому работы теоретиков и практиков большевизма (В. Ленина, Л. Троцкого, Н.
Бухарина, И. Сталина и др.) представляют для исследователя политических режимов
несомненный интерес, прежде всего, как материалы знатоков функционирования
коммунистического режима. Заметим здесь, что не только марксизм, но и
большевизм никогда не были идейно единым течением. Идеологические превращения,
зигзаги укреплявшегося режима также являются свидетельством его гибкости и
должны стать предметом изучения в анализе полит
|
|