|
Государство, которое превращает людей в карликов, чтобы они были послушными
орудиями в его руках, даже если его цели благородны, обнаружит, что великие
дела не совершаются мелкими людишками и что совершенная машина, ради которой
пожертвовано всем, в конечном счете ничто, так как не хватает жизненной силы,
которую уничтожили, чтобы эта машина действовала без помех".
В политической философии несколько особняком стоят достижения американской
мысли, представители которой сыграли роль, подобную той, что в период
возвышения Римской империи сыграл Цицерон. Подобно Цицерону, американские
политические мыслители (например, Т. Джефферсон, А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Б.
Франклин) играли активную практическую роль в государствостроении. Само
название философов применимо к ним с определенной долей условности. Ведь в то
время как в Европе обсуждались проблемы естественного права и социального
договора, природы человека и критериев справедливости общественного устройства,
по другую сторону Атлантики дискутировались преимущества двухпалатной системы
законодательных органов по сравнению с однопалатной, достоинства проведения
прямых президентских выборов или непрямого голосования через представителей,
система оплаты деятельности выборных официальных лиц, основы судебной системы и
роль правительств штатов и федерации. Печать прагматизма неизбежно лежала на
всем том, что выходило из-под пера американских мыслителей и политических
деятелей.
Характерен в этой связи вклад в развитие политической мысли, сделанный Т.
Джсфферсоном (1743—1826), блестящим политиком, человеком необычайно ясного ума
и поистине энциклопедических познаний. Главный труд Джефферсона (исключая
огромную переписку), по признанию современников и его собственному признанию —
написание Декларации независимости, оказавшей и продолжающей оказывать влияние
на стремящиеся к освобождению народы. И если европейские мыслители провели
фундаментальную работу по обоснованию права народа на восстание и по выявлению
других, "естественных" прав человека, то Джефферсон воплотил право на восстание
в чеканные формулировки Декларации и документально утвердил "определенные
неотъемлемые права, среди которых — право на жизнь, свободу и на стремление к
счастью" (45). Кроме того, Джефферсон составил проект новой конституции штата
Вирджиния, положения которого
37
впоследствии использовались Дж. Мэдисоном в процессе работы над составлением
Конституции США. С точки зрения теории режимов (прежде всего, демократических)
представляют интерес и проблемы федерального устройства, не привлекавшие к себе
значительного внимания со стороны европейских философов. Здесь важно отметить,
что Джефферсон, во-первых, доказал (в противовес Монтескье), что значительные
территориальные пространства отнюдь не препятствуют установлению республики,
даже наоборот; во-вторых, он выступил против чрезмерной концентрации власти в
руках федерального правительства и ограничения суверенитета штатов.
Противоположные позиции отстаивал А. Гамильтон (1757—1804), представитель
консервативных кругов плантаторов—рабовладельцев и торгово-промышленной
буржуазии. Дискутируя с Джсфферсоном и его сторонниками, Гамильтон фактически
воспроизвел все те аргументы в защиту олигархических режимов, которые уже
высказывались европейскими философами. В своей боязни привлечь народ к
управлению и призывах к установлению сильной государственной власти он
фактически приблизился к Гоббсу, причем, немало сделал для перевода
теоретических аргументов на язык практической политики. Заявляя, что "править
должна та власть, в руках которой прочно находится кошелек", Гамильтон
предлагал предоставлять места в правительстве согласно имущественному положению
граждан. Кроме того, он выступал за установление конституционной монархии, а
позднее — за установление пожизненной президентской власти, выступал против
включения Билля о правах в Конституцию страны, а также защищал идею крепкой
центральной власти, способной не только пресекать народные восстания, но и
налагать (если потребуется) вето на законы штатов.
Приводя описание той мыслительной традиции, которая свое основное внимание
уделила исследованию и обоснованию жизненности политических режимов и систем
авторитарного типа (Конфуций, Шан Ян, Платон, Гоббс, Руссо, Гамильтон), нельзя
не упомянуть и о политической философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
(1770—1831). В разные периоды своей жизни Гегель поддерживал якобинцев и
Наполеона, но в конце концов сделался преданным поклонником прусского
полицейского государства. Гегель выступает несомненным противником
демократических форм правления. И его вклад в теорию режимов есть, несомненно,
вклад наблюдателя и исследователя одной из разновидностей авторитаризма. В
гегелевской теории нелегко отделить рациональное от идеологического, ибо
замысел философа в значительной степени состоял в том, чтобы освятить сущест
38
вующее государство и, оценив его на шкале "Добро—Зло", воззвать к необходимости
смирения перед ним.
По всем показателям гегелевские рассуждения пополняют наши знания об
авторитарных системах. Если Гегель говорит о правах личности, то непременно
указывает, что "личность обретает свободу в выполнении долга". "Свобода, —
пишет он в другом месте, — реально существует в самопожертвовании". Если
мыслитель рассуждает о гражданском обществе, то, прежде всего, считает
необходимым подчеркнуть его зависимый от государства характер. С точки зрения
мыслителя, цель частных лиц государства можно рассматривать в качестве средства,
поскольку "эта цель опосредована всеобщ
|
|