|
й правления были правы каждый
по-своему. Гоббс, с глубоким подозрением относившийся к "чистым помыслам"
человека, убедительно показал, что во времена кризиса авторитарное правление
способно утвердиться как гарант обеспечения стабильности в обществе. В свою
очередь, Локк, доверившись обществу и прочности сложившихся в нем (помимо
деятельности государства) связей, показал возможность иного выхода из
создавшейся кризисной ситуации. В известном смысле, и тот, и другой были
реалистами, и их позиции могут быть рассмотрены как взаимодополняющие друг
друга. Гоббс увидел, вслед за Макиавелли, что власть самодостаточна, что роль
силы в
30
государственном управлении нередко оказывается решающей. Локк, из этих же
соображений, имел все основания не доверять власти и свои надежды на
стабильность связывал с обществом, развитием института частной собственности и
правом большинства народа "на неповиновение" несправедливым законам. Практика
английской политики показала правоту Локка, но можно ли считать, что развитие
политической жизни в других странах, где общество все еще находится в
зародышевом состоянии, опровергло сформулированные Гоббсом положения концепции
"опекунского авторитаризма"? Заслуга мыслителей состоит в выявлении
особенностей функционирования различных режимов, в их взаимосвязи с социальными
структурами. Хотя нельзя не заметить и того, что ни тот, ни другой не
обнаружили интереса к проблемам политического перехода и поиску механизмов
трансформации одних политических систем в другие.
Противоречия Гоббса и Локка в определенном смысле преодолел Шарль Луи
Монтескье (1689—1755), который, хотя и рассматривал по традиции скорее "чистые
типы" политического правления, подошел к ним с историко-географической меркой и
четко обосновал, что политические учреждения и законы в обществе не просто
являются результатом "общественного договора" или ниспосланы мудрым правителем.
Эти законы весьма разнообразны в каждом конкретном обществе и всецело
определяются его особенностями — климатом, "нравами", величиной территории,
исторической обстановкой. Монтескье весьма подробно рассматривает поэтому
вопрос о среде функционирования политического режима — географической,
психологической, социальной.
Развиваясь в рамках политической философии, Монтескье (как и Гоббс, и Локк)
не был свободен от морализаторства и определенного смешения его собственных
предпочтений с исследованием эмпирической реальности. Но в основном
исследовательское начало, стремление делать выводы исходя "не из своих
предрассудков, а из самой природы вещей" было в нем значительно сильнее. Такой
подход, в частности, характерен для анализа французским мыслителем того, что он
определяет как "принцип правления". Здесь нельзя не упомянуть о содержательной
близости "принципа правления" веберовскому понятию "политического господства".
Задолго до Вебера Монтескье выявляет те "страсти", которые лежат в основе того
или иного правления. Так,
* Вспомним, что по Веберу в основе социальной и политической действительности
лежит действительность психической жизни. За патриархальным господством
скрывается "объективированная" способность памяти, за бюрократическим
господством — рассудок и за харизматическим — интуиция (36).
31
деспотизм опирается, главным образом, на страх, ибо в деспотическом государстве
господствует произвол. Умеренное же правление, осуществляемое конституционными
монархиями и республиками, опирается соответственно на "честь" и "добродетель".
Весьма важно то, что Монтескье, по сравнению с его предшественниками,
интересовали не столько законы сами по себе, сколько "дух законов". В этом,
главным образом, заключается вклад французского мыслителя в разработку
типологии политических режимов.
С именем Монтескье связывают также развитие концепции "разделения властей",
предпосылки которой содержались уже у Цицерона и, позднее, у Локка. Эта
концепция, служащая обоснованием принципа законности, обеспечения политической
свободы и превращения права в истинный регулятор взаимоотношений между
государством и его гражданами — несомненный вклад в осмысление
либерально-демократических систем. В дальнейшим идеи разделения властей,
"сдержек и противовесов" будут развиты эмпирически ориентированной политической
теорией американских "федералистов".
Если теоретические работы Монтескье можно, прежде всего, оценивать как вклад
в осмысление либерально-демократических систем — ив этом смысле он наследует
Локку — то Жан Жак Руссо (1712— 1778), хотя и в весьма своеобразной манере,
скорее всего продолжил "дело" Гоббса.
Его место в палитре мировой и европейской политической философии помогают
понять и глубокие замечания английского исследователя Д. Хелда. Изучая
демократическую теорию Запада, Хелд прослеживает в ее формировании несколько
стадий (далее, в этой главе, мы скажем об этом несколько более подробно). Одна
из наиболее значительных стадий — модель либеральной демократии, которую
разрабатывали такие мыслители, как Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье, Джеймс
Милль, Бентам, Руссо, Волстоункрафт, Дж.Ст.Милль, Токвиль и др. Однако Руссо,
по сравнению с четырьмя своими предшественниками — Макиавелли, Гоббсом, Локком,
Монтескье — представляет совершенно иное, с точки зрения Хелда, направление в
рамках модели либеральной демократии. Хелд называет это направление
|
|