Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Социология и Социальная работа :: М.В. Ромм, Е.В. Андриенко и др - Теория социальной работы: Учеб. пособие.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 61
 <<-
 
ауки и образование: проблемы и 
перспективы. Сб. ст. – Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 1997. – С. 293 – 321.
 
 
 
 
ТЕМА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
 П
 
сихологическое осмысление феноменов социальной поддержки впервые было 
предпринято в раках функционализма, одного из ведущих направлений 
психологических исследований, предшествующих прагматизму (ХIХ в.). 
Многочисленные социально-психологические теории, возникшие в эпоху развития 
капиталистических отношений, содержали в себе весьма категоричные требования 
прекращения любой социальной помощи субъектами и группам, исходя из интересов 
общества. Изначально эти теории восходили к идеям социального дарвинизма, 
которые проповедовали естественный процесс выживания и адаптации. 
     С точки зрения социального дарвинизма и функционализма, социальная 
поддержка противоречит естественному процессу социальной адаптации. Природой в 
человеке заложены приспособительные потенции по отношению к окружающему миру. 
Всем психическим процессам человека, так же как и его социальному опыту, 
присуща приспособляемость. Но и сам социальный опыт человека постоянно 
усложняется, так как усложняется жизнь, требующая все более сложного 
социального функционирования. Динамика поведения человека является частью 
обычного эволюционного процесса. Поэтому люди и социальные группы должны 
развиваться, полагаясь лишь на собственные силы, как живут все существа в 
природе. Если же общество будет стремиться к поддержке слабо функционирующих 
систем (индивидов, групп, организаций), то таким образом оно будет усиливать 
паразитирующий социальный слой за счет ослабления эффективно функционирующих 
систем. 
     Позднее, когда проблемы общественных отношений стали осмысливаться в 
рамках других направлений психологии (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая 
психология), был, выдвинут противоположный тезис о необходимости социальной 
поддержки нуждающимся субъектам. При этом не отрицались и эволюционные теории, 
опирающиеся на представления о потенциальных возможностях индивидуумов. Уже к 
середине ХХ в. психология имела достаточное количество информации о 
закономерностях функционирования и развития человека. Понимание сущности этих 
закономерностей оптимизирует взгляд на эффективность социальной работы, 
поскольку предопределяет гуманистический подход к человеку, способному к 
преодолению сложных обстоятельств жизнедеятельности, особенно в условиях 
социальной поддержки. 
      
2.1. Гуманистический подход к пониманию человека
 О
 
тношение социального работника к возможностям личности служит одним из ключевых 
факторов успешности его профессиональной деятельности. Сама социальная работа 
представляет собой гуманистический процесс в рамках общественных отношений, 
свидетельствующий об относительно высоком уровне развития социума, способного 
поддержать людей, нуждающихся в помощи. Социальная работа нацелена на 
профессиональную помощь индивидам по усилению или восстановлению их 
возможностей полноценного социального функционирования. Гуманистический подход 
к пониманию человека предполагает веру в его созидательный потенциал, 
способность к преодолению препятствий и социальной адаптации в самых сложных 
условиях жизни. Эта вера основана на знании онтогенетических (а порой и 
филогенетических) психологических закономерностей развития и функционирования 
человека как индивида, личности и субъекта деятельности. 
     В данном аспекте человек понимается как уникальная, открытая, активная, 
интенциональная и амбивалентная система, способная к самопознанию, 
самоизменению и саморазвитию. Представления о человеке как об открытой системе 
получили широкое распространение после исследований Л. фон Берталанфи, одного 
из основоположников общей теории систем. Он рассматривал человека в качестве 
открытой организованной динамической системы, способной функционировать 
независимо от нарушений начальных условий её существования. Человек – это 
открытая система. Он существует, лишь непрерывно взаимодействуя со своим 
окружением, он открыт миру через свое поведение, деятельность, он что-то 
получает из мира и что-то ему отдает. 
     Интенциональность человека обозначает его повсеместную вовлеченность в 
окружающее, в нечто, находящееся за пределами его самого. Это может быть 
деятельность, другие люди, природа, техника и т. д. Вовлеченность связана с 
мотивацией, интересами, целями и ценностями субъекта. Жизнедеятельность 
человека определяется системой отношений, различающихся по степени устойчивости 
в зависимости от личностной значимости внешних объектов. Если система отношений 
является устойчивой, она определяет формирование психических новообразований у 
индивида – новых качеств, характеристик, свойств. Взаимодействие человека с 
окружением ведет не к восстановлению его устойчивых параметров, но к его 
непрерывному развитию, совершенствованию. Непрерывное становление – основная 
форма существования чело
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 61
 <<-