|
циальная работа – это обуза для
национальной экономики. К тому же социальные работники всё время затрагивают
этические проблемы и напоминают о масштабах обнищания в современном обществе.
Следовательно, за ними нужен постоянный контроль, как, впрочем, и за другими
непрофессионалами, которые видятся «новым правым» потенциальными участниками
некоего «заговора против профессионалов». К этому надо прибавить также
программы перехода социального обслуживания на коммерческую основу. Эти
тенденции постепенно вылились в угрозу существованию профессии социального
работника как таковой. На Западе уже намечаются планы депрофессионализации
социальной работы, в процессе которой социальная работа постепенно будет
передаваться в руки бюрократов и клерков, обезличиваясь и формализуясь.
Что касается постмодернизма, то социальным работникам во многом близок
характерный для последнего стиль мышления. Их не нужно убеждать в том, что люди
по-разному интерпретируют окружающую действительность, наполняя её субъективным
смыслом. Однако профессия эта возводит в ранг абсолютного одно важное и
всеобщее право человека – право на некий минимальный уровень благосостояния,
гарантированный обществом и/или современным государством. Зная по опыту, что
помощь людям – это дело тонкое и не терпящее грубой стандартизации, поскольку
люди очень по-разному реагируют на внешне сходные обстоятельства, социальные
работники, тем не менее, в массе своей рассматривают практический альтруизм как
универсальный принцип, без которого трудно представить себе эффективное
взаимодействие людей. Верность этому взгляду определяла позицию социальных
работников при столкновении со сложной и противоречивой социальной реальностью,
зыбкость которой постмодернизм склонен возводить в абсолют.
И, наконец, обратившись к ключевым установкам левого края современного
политического спектра Запада (которые, правда, все еще находятся в стадии
формирования), мы можем увидеть у них немало общего с базовыми ценностями
социальной работы, такими, как защита обездоленных, внимание к проблемам
меньшинств, борьба с проявлениями дискриминации и т. д. Веление времени требует
готовить будущих социальных работников не только к работе с частными случаями,
но и к работе в социальной микросреде – «коммунальной социальной работе», что
ещё больше сближает эту профессию с левыми политическими течениями. Но, с
другой стороны, профессионализм включает в себя принцип научной объективности и
непредвзятости, а также идею асимметричности отношений с клиентом. Профессионал
всегда сохраняет известную дистанцию, стремится к самоустранению, ибо только
тогда достигаются полная реабилитация и нормализация. Кроме того, практические
усилия социальных работников адресованы не столько некоей обобщенной категории
населения, классу или «меньшинству», сколько конкретным индивидам и семьям.
В условиях хронической административной и финансовой нестабильности
современного государства и всех его структур будущее социальной работы, её
жизнеспособность как особой профессии и научной дисциплины зависят от
способности отстаивать право на собственное видение проблем, на организационную
самостоятельность, на общественное финансирование, на специфическую функцию в
обществе и на специфическую же подготовку кадров. В условиях постоянного
государственного давления «сверху», часто при безразличии или даже враждебности
общества в целом, раз за разом возникает вопрос о выживании социальной работы
как профессии. С учётом этого представляется особенно важным определить
основополагающие принципы и указать место социальной работы в общекультурном
контексте.
В нашу эпоху мощного влияния на общество идеологии «новых правых»,
реальность не радует: социальная работа как таковая продолжает отстаивать
необходимость комплексной социальной политики, ориентирующейся в первую очередь
на индивидуализированную поддержку нуждающихся в помощи. Социальная работа
сохраняет верность идеям прав человека и профессионализма, воспринимая себя как
современное их воплощение. Как и другие гуманитарные профессии, она
ориентируется на общечеловеческие ценности и поэтому часто выступает в роли
критика, подвергающего сомнению правильность существующего порядка вещей.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. 1. Чем принципиально отличается религиозная или филантропическая
благотворительность от профессиональной социальной работы?
2. 2. Какими качественными чертами характеризуется специфика социальной
работы как профессии?
3. 3. Какое значение для современной модели профессиональной социальной
работы имеет философия прав человека?
4. 4. С какими теоретическими и практическими потребностями связано
появления государства всеобщего благоденствия на Западе?
5. 5. Теория и практики социальной политики неоконсерваторов и «новых
левых» в США и Западной Европе?
6. 6. Определите наиболее эффективную и гуманную модель социальной защиты
исходя из представлений современных зарубежных социальных работников?
ЛИТЕРАТУРА
1. 1. Горячев М.Д. Социальная педагогика и
социальная работа за рубежом. – Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 1997. – 132 с.
2. 2. Социальная работа. Серия. – М., Вып. 3.
Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде,
США: (Учеб.-метод. пособие). – 1992. – 198 с.
3. 3. Социальная работа. Серия. – М., Вып. 4.
Социальная работа в Германии и Австрии: (Учеб.-метод. пособие). – 1992. – 130 с.
4. 4. Социальная работа и социальная политика: Новые
ценностные ориентации // Гуманитарные
|
|