|
йства и высылки священнослужителей – вот обычная практика того периода. Две
войны, репрессии в 1928 и в 1934 гг. нанесли древней Русской Церкви такой удар,
от которого ей не удаётся оправиться и до сих пор. Однако самым тяжким
испытанием в условиях социальной изоляции стала невозможность проявлять
благотворительность в мужской жизни верующих. Все же и в это трагическое время
РПЦ была духовным пастырем в делах милосердия. В начале 20-х гг. в России
разразился страшный голод, унесший огромное число человеческих жизней.
Советская власть было не в состоянии справиться с бедствием, а во многом и
усугубляла его. Не раз гонимый Святитель Тихон обращался к Христианам всего
мира помочь россиянам, а также к приходам, уцелевшим от грабежа, с просьбой о
пожертвовании церковных украшений, не имеющих обрядового предназначения в фонд
помощи голодающим 69[69]. В это время РПЦ тратила на
милосердно-благотворительную деятельность средств менее чем другие организации,
фонды.
Во время Великой Отечественной войны РПЦ не оставалась в стороне от общего
дела борьбы с врагом. В первый же день войны, глава Православной Церкви в
России, Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий, 74-летний старец,
опубликовал своё воззвание ко всем верующим нашей страны. В этом воззвании
Митрополит Сергий обращается со всею силою убедительности к патриотическим
чувствам верующих людей, призывает к исполнению священного долга перед родиной
освящая этот патриотический порыв первосвятительским благословением 70[70].
На призыв первосвятителя Митрополит Сергий Русской Церкви все верующие
отозвались на это обращение. Они охотно несли, по примеру своих
патриотов-предков, не только деньги, облигации, но и лом серебра, меди и другие
вещи: обувь белье, полотно и т.д. Было заготовлено и сдано немало вяленой и
кожаной обуви, шинелей, шапок, носков, перчаток, белья. Был организован особо
сбор на подарки для бойцов в день Красной Армии, давший свыше 30 тыс. рублей,
подарки были разнесены по лазаретам раненым, которые сердечно встречали такую
внимательную о них заботы.
По всей стране служили молебны о даровании победы. В приходах проводился
сбор средств для обороны и подарков бойцам, на содержание раненых в госпиталях
и сирот в детских домах. На сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского
было собрано 8 млн. рублей. Сибирская эскадрилья «За Родину» была построена и
оснащена за счет средств клириков и мирян. Всего за войну на нужды фронта
православными верующими было собрано 200 млн. рублей 71[71].
После войны РПЦ совместно с другими религиозными организациями активно
участвовала в борьбе за мир. Немалые взносы были сделаны ею в советский фонд
мира. Опыт миротворческого служения Русской Церкви общепризнан. Он укрепил ее
международные связи как гуманитарного, так и экономического характера. Несмотря
на то, что открытые нападки на Церковь, в силу ее заслуг перед страной
прекратились, она, как и прежде, была вынуждена совмещать активную
патриотическую позицию во внешней политике с социальным индифферентизмом внутри
страны. Если отдаление Церкви от государства способствовало восстановлению ею
автономии, то, с другой стороны, это же «отлучило» религию от
благотворительности. Попытки Церкви стать полезной обществу разбивались о
принцип: «Социализм можно построить и без Бога».
Перестройка изменила отношение официальной власти к неоднократным
заявлениям деятелей Церкви о желании включиться в возрождающееся движение
милосердия. Ответ на них ограничивался включением духовенства в состав
Советского фонда культуры, Детского фонда им. В.И. Ленина и т. д.
Неудовлетворенность возникшими на волне обновления форм благотворительности
выражалось еще и в том, что милосердие для христианина, как сказано в Евангелии,
не может быть абстрактным. Это любовь на деле. Священнослужители всё чаще
высказывались против формального отношения к средствам Церкви как к источнику
финансирования общегосударственных социальных акций и планов благотворительной
работы глобального характера 72[72].
Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации подтвердила отделение
религиозных объединений от государства, но уже на фоне всеобщего признания роли
Церквей в процессе обновления. Перестройка вернула ей право на приоритет в
делах милосердия и сострадания. По Закону о свободе вероисповеданий 73[73],
религиозным объединениям и церквям разрешено заниматься благотворительностью,
что сразу активизировало их социальную работу. Приходы помогают прихожанам
медикаментами, пастырским попечительством. Получаемая Церковью помощь из-за
рубежа распределяется среди многосемейных, малоимущих, инвалидов-прихожан.
Организована школа медсестер при Марфо-Мариинской обители, появился новый
синодальный отдел благотворительности.
Благотворительность не мыслится без возрождения религиозно-нравственного
воспитания. На этой ключевой идее построена выдвинутая РПЦ концепция духовного
просвещения и благотворительности 74[74]. Она содержит следующие первоочередные
и перспективные задачи:
* * возрождение прихода как христианской общины единомышленников;
* * возрождение церковных братств и разного рода церковных движений;
* * организация церковного здравоохранения;
* * с
|
|