Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Социология и Социальная работа :: М.В. Ромм, Е.В. Андриенко и др - Теория социальной работы: Учеб. пособие.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 61
 <<-
 
втические подходы широко используются не только в профессиональной 
работе врачей, но и в деятельности учителей, социальных педагогов, социальных 
работников и работников любой профессии, реализующих свои возможности в системе 
«человек – человек». В широком смысле психотерапия определяется как особый вид 
межличностного взаимодействия, при котором клиентам оказывается 
профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у 
них проблем или затруднений психического характера 11[11]. Многоплановость 
психотерапевтической деятельности проявляется в том, что она может выступать в 
виде метода оказания влияния или воздействия, актуализирующего процесс 
научения; в виде комплекса явлений, происходящих в ходе взаимодействия и 
общения людей; в виде метода инструментальной манипуляции, служащего целям 
социального контроля. Проведение психотерапевтических методик предполагает 
опору на психологические средства изменения личности, связанных с 
использованием основ психологии.
     В трудах Э. Берна 12[12] социальная работа рассматривается как смежная с 
психотерапией профессия, представители которой обязаны выполнять следующие 
функции: изучать напряжения, вызываемые средой (связанные с бедностью, 
безработицей, предрассудками и т. д.); изучать эмоциональные трудности и пути 
их преодоления; знать различные общественные учреждения (различные 
консультационные центры, центры реабилитации и т. д.) и поддерживать с ними 
связь; выступать в качестве посредников между клиентами и различными 
общественными учреждениями; работать совместно с клиническими психотерапевтами.
     В теории и практике социальной работы наиболее часто используются три 
основных направления психотерапевтических исследований: социокультурное, 
гуманистическое (изучение сущности и факторов самоактуализации личности), 
когнитивно-эмотивное.
     Социокультурные теории связаны с проблемой конфликта человека и общества, 
который возникает в меняющихся социально-экономических условиях. Чем выше 
развито общество, тем более неоднородным оно становится, представляя собой 
совокупность различных жизненных миров. Индивиду демонстрируются различные 
нормы, ценности, модели эталонного поведения. Их противоположная направленность 
содержит в себе угрозу невротического конфликта для субъекта, который 
интериоризировал разнонаправленные ценности. Представители социокультурных 
психотерапевтических теорий – К. Хорни, Э. Фромм полагают, что отношения 
конкуренции, доминирующие в рыночном обществе, негативно влияют на 
психологическое состояние и развитие личности. Конкуренция пронизывает все 
аспекты жизнедеятельности человека, начиная с самого детства. Человек в таких 
условиях находится перед выбором: много иметь или «быть многим». Ориентация на 
успех начинает приобретать навязчивый характер. Многие люди стремятся 
достигнуть идеала преуспевания любой ценой. При этом непомерно развивается 
честолюбие, потребность в триумфе, стремление к внешним проявлениям статуса и 
успеха, презрение к слабым и зависть к сильным. Возникает феномен двойной 
морали. Неразрешимость проблемы заключается в том, что человека побуждает к 
успеху не столько его богатая одаренность и развитые способности, сколько 
навязанный обществом шаблон, стереотип поведения. Претензии личности нередко 
значительно превышают весьма скромный результат его деятельности. В таких 
условиях люди болезненно реагируют на неудачи, отсутствие признания со стороны 
других. Формируются непродуктивные стратегии взаимодействия с другими. 
Стратегия «прилипания» к людям с бессознательной целью заслужить их одобрение и 
симпатию; стратегия агрессивного поведения, вызванная тем, что окружающие не 
подтверждают идеализированный образ «Я»; стратегия дистанцирования от людей для 
сохранения собственной автономии. 
     Психотерапевтическая работа в этих условиях должна быть направлена на 
идентификацию собственного «Я» клиента. Обычно идентичность личности, не 
справляющейся с ситуацией, характеризуется некоторой диффузностью, поскольку 
зависит от спроса. Позицию «рыночного» типа Э. Фромм выражает в положении – «я 
тот, кого вы изволите» 13[13]. Поскольку центристская самонаправленность 
личности мешает ей преодолевать трудности (а порой сама и создает эти 
трудности), необходимо переключать внимание на внешние объекты, постепенно 
развивая интенциональность личности. 
     Следует отметить, что появление социокультурных психотерапевтических 
теорий было обусловлено влиянием на психическое состояние человека 
социально-экономических кризисов, сопровождающихся «неврозами безработицы» и 
потерей смысла жизни, описанных Фроммом и Франклом. В целом, в рамках 
социокультурных психотерапевтических теорий исследовались проблемы 
невротических состояний и конфликтов личности, их истоки, динамика развития и 
результат. 
     Гуманистические теории (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс) отличаются тем, 
что нацелены на исследование психологически здоровой и полноценно 
функционирующей личности. Ключевой проблемой гуманистических теорий является 
изучение феномена самоактуализации. Под самоактуализацией понимается высшая 
потребность человека, которая реализуется в условиях его всестороннего развития.
 А. Маслоу разработал одну из наиболее популярных классификаций потребностей 
человека. Все человеческие стремления он разделил на дефицитарные (потребности 
нужды) и потребности роста, развития, реализации высших ценностей. Маслоу 
выстроил иерархию человеческих потребностей в зависимости от значимости их 
удовлетворения. Всего было выделено семь групп потребностей от низших к высшим: 
физиологические (органические) потребности (голод, жажда, половое влечение и др.
); потребности в безопасности и защите (стремление избавиться от страха и 
жизненных неудач); потребности в принадлежности и любви (стремление 
принадлежать к определенной общности, нах
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 61
 <<-