Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Социология и Социальная работа :: М.В. Ромм, Е.В. Андриенко и др - Теория социальной работы: Учеб. пособие.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 61
 <<-
 
альной 
работы? По-видимому, данная профессия обладает некоторыми характеристиками, 
которые, с одной стороны, определяют её устойчивость и необходимость, а с 
другой – придают ей внутреннюю противоречивость, объясняя двойственное 
отношение к ней массового сознания. 
     В обыденном сознании с социальной работой зачастую связаны представления, 
которые не соответствуют действительности, но они, тем не менее, очень живучи. 
Возьмём, к примеру, вопрос об истоках социальной работы. Нередко можно услышать 
мнение, что социальная работа – это просто современный светский вариант 
религиозной благотворительности, уходящей корнями в средневековье. На самом 
деле благотворительность и социальную работу объединяет лишь общая 
альтруистическая установка. По всем прочим основным параметрам – целям, методам 
и структуре, которые связаны с особой подготовкой работников-исполнителей, – 
они существенно различаются. 
     Важнейшей движущей силой для людей, занимавшихся благотворительностью, 
были их чувство морального долга и стремление делать добро, обычно 
проистекающие из веры в бессмертие души. Акцент делался в данном случае на 
человека, творящего добро, а вклад его измерялся величиной и долгосрочностью 
оказываемой помощи. Современный же социальный работник видит свою задачу в том, 
чтобы человек, которому он помогает, смог обходиться без этой помощи и без 
социального работника, что и считается основным критерием профессионального 
успеха. 
     Процесс, посредством которого этого пытаются достичь, называют по-разному: 
реабилитация, нормализация, реадаптация. Но главная цель всегда состоит в том, 
чтобы вернуть клиенту способность действовать самостоятельно в данном 
социальном контексте. Для этого будущих социальных работников обучают 
разбираться в индивидуальной психологии клиентов, в характере связи человека с 
семейным и более широким социальным окружением, обучают приёмам развития у 
своих подопечных активности и самостоятельности. Можно сказать, что 
благотворительность как вид социальной активности ставит во главу угла 
стремления помогающих и их убеждения. В социальной работе центральной фигурой 
является клиент, а целью – освобождение его от нужды в социальных работниках.
     Другой способ описания специфики социальной работы по отношению к 
благотворительности, религиозной и светской, – состоит в описании, определении 
деятельности социальных работников как деятельности «профессиональной». Именно 
слово «профессионализм» служит ключевым при определении сути современной 
социальной работы. Используя термин «профессия» в современном понимании, обычно 
указывают на некий круг проблем и на набор приёмов, с помощью которых эти 
проблемы можно выявлять и разрешать. Таким образом, каждая профессия базируется 
на специфической для неё системе знаний как теоретического, так и практического 
характера, а также на собственных критериях успешного разрешения специфических 
для данной профессии проблем. 
     Помимо этого, каждая профессия вырабатывает особую систему этических 
принципов, задающую некие «правильные» способы взаимоотношений с клиентами, 
коллегами и внешними инстанциями. Образовательные учреждения и профессиональные 
ассоциации стоят на страже этих принципов, превращая их в правила поведения. 
Особенно явственно связь между операциональными и этическими компонентами 
деятельности выступает в тех профессиях, которые принято называть самыми 
гуманитарными. Эти профессии, самоопределяясь в духе научной объективности, 
часто ставят задачи «инженерии» человеческих отношений, но в любом случае всё 
имеет конечную цель, определяемую интересами клиента. 
     Личность специалиста и её профессионально значимые качества формируются в 
процессе многоступенчатого отбора, под непрерывным давлением профессионального 
сообщества как группы людей, разделяющих общие интересы, взгляды, предрассудки, 
часто даже манеру выражаться и одеваться. С помощью развитой системы стимулов и 
санкций складываются внутренняя структура и единство профессии. 
Жизнеспособность профессий, прежде всего, связана с тем, что они обеспечивают 
эффективный способ решения специфических задач в условиях ограниченных ресурсов.
 Для индивида принадлежность к определённой профессии означает, с одной стороны,
 идентификацию с какой-либо значимой целью, придающей смысл всей его жизни, а с 
другой – являет собою некий достаточно объективный критерий личных достижений. 
Далее, профессиональная организация означает, что сами специалисты осуществляют 
в известных пределах контроль над ресурсами и привилегиями. Это даёт основания 
рассматривать профессиональные знания как своего рода собственность. И, наконец,
 нужно отметить, что каждая профессия старается четко ограничить круг вопросов, 
относящихся к компетенции специалиста, и в этом смысле создает нечто типа шор, 
сужающих его поле зрения.
     Зачатки социальной работы как профессии появились чуть более столетия 
назад, когда некоторые благотворительные организации начали поиск новых моделей 
систематической работы со своими подопечными. До этого господствовал принцип 
разделения бедных и нуждающихся на «достойных» и «недостойных», то есть на тех, 
кому следует помогать, и тех, кто сам виноват, что оказался в трудном положении.
 Новый взгляд для начала перевел помогающих на сторону бедных, всех бедных. В 
результате в XIX столетии новые христианские «миссионеры» пришли в городские 
трущобы и даже начали селиться в них.
     Понятие «социальный работник» вошло в обиход в конце XIX – начале XX вв. 
Но как самостоятельная профессия и академическая дисциплина социальная работа 
вполне утвердила себя лишь после второй мировой войны. Идеи нового «социального 
контракта» (New Deal) в Соединённых Штатах 30-х гг. и «государства всеобщего 
благоденствия» 2[2] (Welfare State) в Западной Европе 40-х гг. XX в., стали 
выражением признания права каждого человека, – уже потому только, что он 
человек,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 61
 <<-