|
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Часть II
Утверждено Редакционно-издательским советом
Университета в качестве учебного пособия
для студентов ГФ всех форм обучения
Вторая часть учебного пособия «Теория социальной работы» разработана с
учётом рабочей программы и государственных нормативных документов и адресована
студентам специальностей 350500 – Социальная работа и 230500 –
Социально-культурный сервис и туризм ГФ НГТУ очной и заочных форм обучения и
призвана служить в качестве дополнительного источника при самостоятельном
изучении ключевых тем курса «Теория социальной работы».
ВВЕДЕНИЕ
П
оследние десятилетия ушедшего века ознаменовались изменениями поразительного
масштаба, крайним драматизмом событий, полной непредсказуемостью результатов и
глубокой противоречивостью перемен. С одной стороны, мы были свидетелями
глобальных исторических катаклизмов: распад страны; углубление экономического и
социального кризиса; исчезновение формальных причин, которыми можно было
оправдать бремя гонки вооружений, свёртывание социальных программ; стирание
национальных границ и, наконец, взрыв крайнего национализма и религиозного
фундаментализма в стране и мире. А, с другой – рушатся краеугольные
идеологические догматы. Теряют внутреннюю ясность и определённость такие
базовые понятия, как «либерализм» и «социализм», «консерватизм» и
«христианство». Кажется, что прямо на наших глазах происходит пресловутый
«осевой поворот истории» по К. Ясперсу 1[1]. На деле же «просто» совершается
коренной сдвиг в самом характере понимания новых, адекватных картин окружающей
нас реальности.
Полезным в создавшейся ситуации оказывается анализ исторических корней и
теоретических основ социальной работы в качестве новой профессии и
академической дисциплины в мировом научном контексте. Социальная работа даёт
нам богатый фактический и теоретический материал, изучение которого помогает
получить сведения о структуре и самосознании современных обществ в их кризисных
точках. Анализ связи социальной работы с социальной теорией способен пролить
свет, в том числе, и на природу «развитого» общества. И наоборот –
характеристики современного общества и его самоинтерпретации способствуют
лучшему пониманию природы этой своеобразной профессии и академической
дисциплины, родившейся не так давно.
Доказано: жизнь общества невозможно понять без учёта тех представлений,
которые её формируют. Это утверждение нередко «передёргивают», дабы просто
отмахнуться от него. Ясно, что представления и идеалы не просто «подвешены» в
каком-то особом мире чистых идей. Разумеется, глупо в начале XXI в., доказывать,
что человеческие представления рождаются под воздействием экономических и
политических условий жизни. Но при этом хотелось бы подчеркнуть несомненное
взаимовлияние, и взаимопроникновение в общественном мире условий жизни людей и
их представлений. Что предполагает также возможность автономной динамики идей,
их внутренних связей и признание их созидательной силы, то есть наличие того,
что может быть названо, пользуясь терминологией Ю. Лотмана, «миром мысли».
Отсюда – острейшая потребность в анализе социальной работы в теоретическом
контексте её социокультурного пространства. Чему, собственно, и посвящено
данное учебное пособие.
М.В. Ромм
Тема 1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: НИЩЕТА ИДЕОЛОГИИ И
ПОЛИТИКА БОРЬБЫ С НИЩЕТОЙ
1.1. Профессиональная социальная работа
и негативные стереотипы массового сознания
У
многих социальные работники часто ассоциируются со всемирно известным
карикатурным персонажем из «Вестсайдской истории» или колоритными старушками из
благотворительной «Армии спасения». И такое не очень серьёзное восприятие
подкрепляется всякий раз, когда в газетах или на TV появляется новое сообщение
об очередном этапе борьбы с древними, как мир «социальными язвами»: бедностью и
неравенством, сегрегацией и дискриминацией, различными девиациями и
делинквентностью. В современном обществе, к сожалению, принято говорить скорее
о промахах и неэффективности социальных работников в борьбе с пороком и нищетой,
чем об их успехах или достижениях в этой области. При этом даже самый замшелый
обыватель уже не представляет себя и свой мир без множества разнообразных
социальных служб и их безотказных работников. Отсюда при всей молодости
социальной работы, – а этой профессии нет ещё и ста лет, – ряды социальных
работников продолжают расти, ибо в мире неуклонно увеличивается спрос на их
услуги.
В чём причина амбивалентного восприятия обществом современной соц
|
|