Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Социология и Социальная работа :: П.Романов, Е.Ярская-Смирнова - Дискурсивное поле этничности в учебных изданиях по социальной работе и социальной политике
<<-[Весь Текст]
Страница: из 13
 <<-
 
ь страниц (С.
329-336). Ключевые понятия параграфа: культура, идентификация, дискриминация и 
притеснение, стереотипы, энкультурация, социализация, агрессия, предрассудки, 
проекции, традиционализм, конкуренция на рынке труда. В основном весь параграф 
посвящен обсуждению различных типологий: классификаций причин этноцентризма и 
дискриминации, разновидностей этнической самоидентификации и межэтнических 
отношений, типов дискриминатора. Собственно социальной работе уделяется две 
страницы параграфа, на которых излагаются принципы «взаимодействия с 
этночувствительными клиентами», представляющие собой анти-дискриминационную 
практику, направленную «не только на формирование отношений с клиентом, но и на 
предотвращение институциональной дискриминации» (С.335), а также «стратегия 
полномочий», связанную с активизацией самопомощи, снятием институциальных 
отрицательных оценок клиента (С.336).
     Наибольшее развитие этничность находит в тех редких учебных пособиях, 
написанных на иностранном материале, где излагаются западные теории, 
поддерживаемые иллюстрациями из западных же исследований. Современные 
отечественные исследования этничности пока не привлекли внимание авторов 
учебных пособий, а известные зарубежные теории не преломляются на отечественные 
реалии.  
     
Диагнозы и замеры этничности
     Четвертая группа учебных пособий включает две книги, в названии которых 
есть категория этничности, а в структуре имеются разделы, связанные с 
социальной политикой и социальной работой. Учебное пособие «Основы этнической 
психологии»37 рекомендовано УМО вузов РФ по социальной работе. В разделе VI 
«Межэтнические конфликты» читаем: «Межэтническим конфликтам всегда сопутствуют 
вынужденные мигранты. Они главный источник появления в обществе группы лиц, 
которых называют невротиками-этнофобами. У них снижена фрустрационная 
устойчивость, затруднены взаимоотношения с широким кругом лиц. В этноконтактных 
ситуациях они отличаются неадекватностью и иррациональностью поведения. В 
условиях продолжительной психотравмирующей ситуации невротики-этнофобы 
пополняют ряды националов» (С.308-309). Коды этничности в этом разделе:  
«напряженность», «конфликты», «кризисная ситуация», «психическая инфляция», 
«гиперидентичность», «социальная паранойя». Автор прибегает к медицинским 
ассоциациям, что позволяет ему усилить аргументацию с экспертных позиций и 
представить проблему миграции в виде эпидемии. «По уровню гиперидентичности», – 
пишет автор, – впереди идут вынужденные эмигранты – переселенцы и беженцы. Они 
невольно разносят микробы национализма за пределы его первичных очагов» (С.309).

     В Приложении к «Основам этнической психологии» на 58 страницах (С.371-429) 
представлены психологические измерители агрессивности, эмпатии, социальной 
дистанции, локуса контроля, социометрического статуса, социально-трудовой 
активности – всего 15 тестов. Методика измерения социально-трудовой активности 
была создана самим автором учебного пособия и предназначена для измерения 
социально-трудовой активности полиэтнической группы. Испытуемый, в чьем 
коллективе «работают люди разных национальностей, в том числе и _______», 
заполняет тест, отвечая на вопросы о качествах своих сотрудников или 
подчиненных. Социально-трудовые качества в этой методике включают 
целенаправленность, мотивированность, эмоциональность, стрессоустойчивость, 
коллективность, интегративность и организованность. На наш взгляд, этничность в 
задачах измерениях трудовой активности фигурирует довольно искусственно, 
поскольку указанные качества могут относиться к любому, не обязательно к 
полиэтническому коллективу.
     В учебном пособии по этнополитологии38 заявляется, что важнейшая задача  
этой отрасли политической науки – установить связь между биологическим и 
социальным в этнической природе человека (С.12). «Что в нем от матери-природы, 
а что – от характера социальных отношений?», - вопрошает автор, который далее 
рассуждает о таких вопросах, как национальные движения, этничность и власть, 
права человека и защита национальных меньшинств, но ни разу более не 
возвращается к «биологическим» компонентам этнической природы человека.
     Кстати, биологические, а вернее, телесные проявления этничности и расы, 
фиксируемые в упомянутом выше учебном пособии по этнической психологии, 
отсутствуют в литературе, ориентированной на социологическую или экономическую 
модели объяснения, которые делают акцент на бедности, социальной изоляции, 
исключении этнических Других, например, мигрантов. Негативные имиджи телесного 
ослабления или дефекта отвечают идеологии расизма, где на бытовом или 
институциальном уровне используются телесные коды отличий, причем основывается 
это на широко распространенной практике использовании образов тела в культуре в 
целях унижения и опорочения. Поэтому для антирасистского дискурса характерно 
избежание телесности.  Однако, следует признать, что социальная теория, 
отодвинув телесность в тень социологии этничности и исследований расизма или 
даже в область биомедицины, оставила невидимым и неизученным широкое поле 
субъективного опыта людей39. В частности, ни в одном из проанализированных 
пособий не обсуждается опыт ущемления, дискриминации, проблемы современного 
российского расизма. Реальные этнические проблемы современного российского 
общества подменяются рассуждениями об угрозах, исходящих от опасных мигрантов.

Выводы
     В результате проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы 
относительно учебной литературы по социальной политике и социальной работе в 
начале 2000-х гг.  Квалификация атрибутов этничности в поле социальной политики 
и социальной работы включила следующие градации модальности текста: культурная 
специфика, социальная проблема, права человека. В этом символическом континууме 
смысл
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 13
 <<-