Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Социология и Социальная работа :: П.Романов, Е.Ярская-Смирнова - Дискурсивное поле этничности в учебных изданиях по социальной работе и социальной политике
<<-[Весь Текст]
Страница: из 13
 <<-
 
сти – потеря территориальных корней, 
маргинальность, дезинтеграция и реинтеграция, ущемление прав, в том числе, «на 
жилье, определение этнической принадлежности» и целый ряд прав социального 
гражданства, зафиксированных во Всемирной Декларации прав человека. Социальная 
работа с мигрантами раскрывается в аспектах ослабления социальной напряженности 
(ввиду «негативного отношения к «пришельцам» со стороны постоянно проживающего 
на данной территории населения») через материальную поддержку социальных прав, 
коммуникативную и информационную поддержку, программы юридической подготовки и 
переквалификации с особым упором на права человека для различных категорий 
служащих, в том числе для социальных работников, совершенствование 
законодательной базы, расширение органов социальной защиты и социального 
обслуживания, специализацию социальных работников. В главе упоминаются 
некоторые государственные и общественные организации, на помощь которых должен 
опираться социальный работник.
     Учебное пособие «Социальная работа: теория и практика»29 в главе 
«Особенности социальной работы в различных сферах жизнедеятельности общества» 
имеется параграф «Социальная работа в этнической среде», который занимает 15 
страниц (С.279-294). По мнению авторов раздела, «в центре внимания» [sic!] 
этнической среды находятся «социально-этническая общность, социально-этническая 
группа, человек той или иной социально-этнической группы, общности». Отсюда 
дается такое определение «этническая среда – это окружающие человека (слой, 
группу, общность) общественные, материальные и духовные условия существования, 
формирования и деятельности» (С.279). Далее воспроизводится тот же текст, что и 
в пособии под ред.П.Д.Павленка о нациях (буржуазных, социалистических и 
переходного типа) и народностях. Автор полагает, что эти объединения людей, а 
также кланы, племена сочетают в себе две стороны – социальную и этническую. 
Несоциальное единение людей, по мысли авторов, воплощается понятием этноса (С.
280). Социальная работа в этнической среде ассоциируется здесь с понятиями 
«национальные меньшинства», или «социально-этнические меньшинства и группы» (С.
281), а также «малочисленные народы» (С.282). В составе нации и народности 
предлагается выделять этнографические группы, которые отличаются культурой и 
языком от основной массы населения. 
     К причинам обострения отношений между «социально-этническими общностями» 
авторы относят неравномерность развития, различие в доступности социальных благ,
 стремление решить эти и другие проблемы за счет других народов, 
психологическое неприятие иных, «чужих», крупные просчеты и ошибки в решении 
национальных проблем в годы культа личности Сталина, просчеты в экономическом, 
социальном и духовном развитии советского общества, в развитии национальных 
культур и языков, отсутствием гармонизации интересов центра и регионов, 
республик, ущемлением государственными министерствами и ведомствами интересов 
территорий (С.282-283). Современные причины – кризис экономики, нерешенность 
социальных проблем, гиперинфляция, обнищание народов и разгул преступности, а 
также политика лидеров новых самостоятельных государств по утверждению 
приоритета коренной нации над всеми другими, националистически настроенные 
лидеры движений,  негативная роль СМИ, неэффективность управления общественными 
процессами (С.284). Налицо черты конструирования этнического конфликта, в 
частности, приписывание коллективным образованиям свойств субъекта конфликта и 
приписывание действиям разных агентов, спонтанным социальным процессам 
«этнического» смысла30. Между тем, большинство конфликтов на Северном Кавказе в 
1990е гг. носило характер массовых насильственных акций 
радикально-националистических организаций против национальных меньшинств, но 
официальные лица, СМИ, активисты этнических организаций наименовали их 
«межэтническим противостоянием»31. Речь идет об этнизации политического – когда 
конфликты интересов толкуются как конфликты происхождения32.
     Социальная работа в разрешении проблем межэтнических отношений в данном 
пособии представлена в двух плоскостях: создание условий для нормального 
функционирования всего общества, предотвращение, недопущение конфликтов и 
кризисов в межэтнической среде, с одной стороны, и решение проблем 
социально-этнических общностей, с другой. Социальная работа видится авторам на 
трех уровнях: государственном (федеральном), региональном и местном – как 
влияние на формирование политики, реализация законов, воздействие на 
общественное мнение и помощь «в сохранении национальной идентичности, обычаев, 
психологии и культуры» (С.285-286); а также в четырех сферах: политической, 
экономической, социальной и духовной – на принципах социальной справедливости, 
с учетом исторического опыта СССР и современного опыта других стран, 
природно-географических условий хозяйствования, роли науки и СМИ в социальной 
работе при решении проблем межэтнических отношений.
     Учебное пособие по социальной работе33, рекомендованное Министерством 
общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного 
пособия для студентов высших учебных заведений, предлагает учитывать 
этнопсихологический и демографический аспекты социальной работы следующим 
образом: «В основании межэтнических отношений принято выделять две наиболее 
отчетливо выраженные тенденции: стремление этносов к сохранению 
самоидентичности и интернациональная тенденция, предполагающая развитие 
межэтнического общения. Для социального работника важным условием правильного 
построения отношений с различными этническими группами служат выводы социальных 
психологов о возможностях типизации поведения представителей этих групп» (С.
488-489).
     «Современная этнопсихология считает одной из основных причин возникновения 
этнических стереотипов несхожесть этнических характеров» (С.489), – автор 
раздела иллюстрирует эту свою мысль следующим примером: «русские, проживавшие 
на пограничных с Кавказом территориях, издавна считали кавказские народы 
во
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 13
 <<-