|
взрослым, когда придет время «восстать» против
родителей и учителей. Но подобная форма поведения понималась как необходимая
только для мальчиков, о которых говорили, что они обязательно «перерастут» этот
период, а то, что происходит с ними сейчас, — это нормально и не смертельно.
Если же девушки начинали вести себя подобным образом, то их поведение вызывало
намного более строгую реакцию, поскольку они тем самым подрывали не только
нормы подчинения детей взрослым, но еще и женщин — мужчинам. Ведь женщины по
определению должны быть пассивными, послушными, спокойными и подчиненными.
Возникли моральные паники по поводу поведения молодых девушек. Особенно это
было заметно в дискурсах об «одиноких или молодых матерях».
3. Расовый подход
В медицинской и психологической литературе о молодежи уже давно существовали
работы, в которых ученые стремились доказать, что отклоняющееся поведение
передается биологически и что есть некоторые расы (например, чернокожие),
которые больше склоны к девиациям, чем другие. К середине 70-х гг. стало ясно,
что в целом идея девиантности построена на представлениях о нормах, как
нормах белого среднего класса, и поэтому всякое другое поведение
рассматривалось как отклоняющееся. Особое подозрение общество испытывало по
отношению к такой черной молодежной субкультуре, как «растафарианз», которая
сформировалась на основе одного музыкального стиля и политических взглядов
молодых черных. Но уже к концу 70-х гг. стало очевидно, что вся молодежная
культура на Западе развивается на основе взаимодействия африканских, азиатских
и новоевропейских культурных влияний. Работы таких ученых, как П. Гилрой,
показали, как происходил этот положительный культурный обмен.
Все перечисленные подходы могут быть рассмотрены как «радикальные». Главная
их мысль заключается в том, что не так важен разрыв между молодежью и старшим
поколением, как разрыв внутри общества в целом по признаку класса, пола и расы.
Советская теория о молодежи. Гласность и молодежь.
Понятие молодежного вопроса в течение последних 10 лет, то есть с 1985 г. до
настоящего дня, изменилось радикально. Правильно было бы назвать эти изменения
«перестройкой» молодежного вопроса, но так назвать нельзя потому, что-то, что
начиналось как перестройка, заканчивалось уже как «переломка».
1985–1987 гг. Гласность и молодежная тема.
В первые годы перестройки были две неотъемлемые политики — политика
«ускорения» и политика«гласности». Это нужно иметь ввиду, когда мы даем оценку
результатам гласностив области социологии молодежи. В течение 1985 — 1986 гг.
прежние понятиямолодежи как «строителей коммунизма» и «объектов буржуазной
(западной)пропаганды» сохранились практически не тронутыми. В газетах того
времени ещепродолжали объявлять о социалистических соревнованиях и красиво
писать о «добровольной» помощи студенческих бригад, об участии молодежи в
строительныхпроектах и возведении новых городов. При этом всегда особенно
обращали внимание на то, что вклад молодежи в строительство социалистического
общества является не только физическим, но и духовным (интеллектуальным).
Молодежь как самая образованная часть населения играла особую роль в освоении
новой техники и нового знания — в компьютеризации. Это как раз была та
«историческая миссия» живущего молодого поколения, о которой говорил еще В.И.
Ленин. Читая новую Программу и Устав КПСС, опубликованные к XXVII съезду
партии, можно было подумать,что вообще ничего не изменилось.
Тем не менее, какие-то, пусть и не очень значительные, изменения уже
свершились. Например, уже можно было более открыто говорить и писать о
проблемах в МЖК, на комсомольских стройках и в управлении студенческими
бригадами. Чаще, чем прежде, стала подниматься и другая проблема — проблема
молодежного досуга. На страницах молодежных газет и журналов начали обсуждаться
проблемы недостатка молодежных кафе, молодежных клубов и кружков, предлагались
новые программы комсомола (горкомов и обкомов), направленные на решение этой
проблемы.
Но самым интересным вобсуждении проблемы молодежного досуга было практически
полное отсутствиеголоса или мнения самой молодежи. (Такие передачи, как
«Взгляд» и «12-й этаж» явились в этом смысле редким исключением). Кроме этого,
якобы открытое обсуждение проблемы (в стиле «гласности») происходило без
попыток как-то выйти за пределы понятия молодежи как объекта дурного западного
влияния. Расшифровывая подтекст обсуждения молодежного вопроса в первые годы
гласности, можно было понять, что проблема молодежного досуга заключается в том,
что если молодежь не будет проводить свое свободное время в клубах, кафе или
кружках под присмотром комсомольских работников или других надежных лиц, то она
будет «валяться» на своих тусовках, в подвалах или дворах и быстро попадет под
влияние западной пропаганды, которая передается через рок-музыку, западные
радиопередачи и модную одежду. Образ жизни западной молодежи понимался не
только как культурночуждый, но и политически вредный. Западную рок-музыку
подвергали особо жесткой критике. Одни авторы видели в ней общую попытку Запада
разрушить советскую власть способом постепенного «оглупления» молодежи через
музыку. В течение 1986 г. вопрос молодежного досуга стал полем «борьбы за
молодежь» между комсомолом и так называемыми неформалами. Комсомол
«почувствовал», что за последние годы молодежь все больше и больше отходила от
организованных форм досуга, начала собираться и объединяться по своим признакам,
отдельно от комсомола. Определив эту проблему, комсомол поставил перед собой
задачу решить ее, утверждая, что он знает, как это сделать.
В первые годы гласности действительно стало возможным узнавать и обсуждать
проблемы современного общества. Но предлагаемые подходы решения этих проблем не
выходили за рамки существующих. В молодежной сфере это означало, что несмотря
на то, что в принципе существование неформальных молодежных объединений было
допущено, к ним продолжа
|
|