|
зультате индустриализации. И задача социологов состояла в том, чтобы
найти ту социальную функцию, которую играет молодежная культура в поддержании
социального порядка, и показать, как именно это происходит.
Функционалистский подход к молодежной культуре впервые реализовал Т. Парсонс
во время второй мировой войны в ходе дискуссии о роли возрастных групп в
обществе. Полную разработку ей дал Ш. Айзенштадт в 1956 г. в книге «От
поколения к поколению».
Главные проблемы, которые он затрагивал в своем исследовании, таковы: как
именно происходит передача ценностей от одного поколения к другому, благодаря
чему поддерживается процесс трансляции ценностей, как затем эти ценности
реализуются в новых социально-культурных и экономических условиях.
В соответствии с этим молодежная культура понимается как институт, который
регулирует процесс отделения ребенка от семьи, подготовку молодежи к занятию
своей статусной позиции во взрослой социальной системе.
Айзенштадт подчеркивает в этом процессе три аспекта:
1. Молодежь обретает в этом процессе маргинальный статус, поскольку она не
можетбыть полностью интегрирована в социальную систему. Социальный статус
молодых людей все еще покоится в равной степени на зависимости и на стремлении
к независимости, и даже их свободное время продолжает регулироваться обществом
взрослых.
2. Индустриальные общества развили систему формальных обучающих институтов
контроля за переходным возрастом: среди них не только школы и колледжи, но и
другие социальные институты — клубы, медиа-продукты, через которые взрослые
стремятся обучать молодежь правилам «нормальной частной» взрослой жизни,
готовят детей к тому, чтобы они стали правильными семьянинами и родителями,
законопослушными гражданами и домовладельцами, собственниками и работниками и т.
д.
3. В этом продвижении к взрослому статусу молодые люди должны научиться
разделять чувство субординации. Существующие молодежные институты самими
молодыми людьми не контролируются, ими «движут» взрослые люди. Следовательно,
молодежь занимает центральное место в молодежных культурах с точки зрения целей
развития «взрослого общества», но остается маргинальной с точки зрения власти и
властных отношений. По мнению Айзенштадта, само по себе социальное состояние
молодежи не вызывает особого интереса ни у взрослых, ни у исследователей, все
их внимание направляется на социальные институты, обслуживающие период
взросления.
Функция молодежной культуры — управление переходом.
Айзенштадт писал, что молодые люди по-своему стремятся к обретению чувства
стабильности, чтобы как-то компенсировать социальный опыт изменений, к чувству
собственного достоинства, чтобы как-то компенсировать социальный опыт
безвластия. Молодежная культура — это некий результат этих стремлений,
поскольку она обеспечивает ясный набор ценностей, позиций и поведенческих норм,
которым нужно следовать, что бы ни происходило вокруг них. При помощи своих
действий молодежная культура помогает молодому человеку почувствовать себя
хорошо (комфортно, стабильно), как бы ни оценивали его действия окружающие.
Панки, например, могут выглядеть забавно, смешно на фотографиях в журнале
«Мировые новости», но совсем другой смысл это имеет для молодого человека,
который стал панком. Для него (нее) это значит достигнуть определенной меры
успеха и статуса внутри данной субкультуры.
Функционалисты объясняют социальные институты в терминах социальных проблем и
их культурных решений. Эти проблемы рассматриваются и описываются со ссылками
на напряжение, существующее внутри социальной структуры: молодежное решение
этих проблем описывается в терминах облегчения подобного напряжения. Молодежная
проблема заключается, таким образом, в маргинальном статусе молодых людей, и
именно молодежная культура призвана ослабить их беспокойство, опасения и
сомнения.
Для социологов, придерживающихся функционалистских традиций, самым важным в
молодежной культуре были «коды» поведения и одевания. Значение, важность панков,
например, не столько в их содержании, сути и сущности, сколько в их униформе —
в том, что они носят и делают.
Конечно же, у панков существует и своя униформа и свое представление об успехе
и престиже. С этих позиций все формы молодежной культуры действительно имеют
схожие функции. Для функционалистов в принципе существует определенная иерархия
между молодежными группами, есть более или менее маргинальные, более или менее
успешные.
Важность равных групп (Peer Groups)
Молодежная активность — это практически всегда групповая активность.
Существует социологическое допущение о том, что молодежь развивает свой вкус в
одежде и музыке, находясь в группе, отдыхая и развлекаясь вместе.
«Равными группами» Айзенштадт называл те группы молодежи, отношения внутри
которых характеризуются дружбой и верностью (преданностью) и обязательствами
молодых людей друг перед другом. В социально-психологических терминах равные
группы лежат где-то между семьей (с абсолютностью ее эмоциональных связей и
обязательств) и экономической системой (с ее формальными контрактами, строгой
организацией ролей, ссылками на достигнутые мастерство и квалификацию).
Используя язык Айзенштадта, можно сказать, что равные группы управляют
движением от частных ценностей к общим, из социального мира, в котором решения
принимаются со ссылкой на родительский авторитет и семейные традиции, к миру,
в котором решения должны быть отнесены к рационально понятым и согласованным с
рациональными принципами. Равные группы (группы сверстников) поддерживают
первые шаги молодых людей из семей, знакомят их с другими возможными путями в
жизни
|
|