|
других возрастных групп. Прежде всего это — становление новых форм
социального неравенства, что для молодых означает социальное происхождение и
формирование личности в семье и кругу сверстников, обладающих далеко не равными
социальными ресурсами или, как это называет Бурдье — неравными социальными,
культурными и, конечно, материальными капиталами. Далее, это — пол и
гендерноесамосознание: либо конформное принятие или же сопротивление освоению
заданных социальной средой ролевых требований и стереотипов отнесенных
кмальчикам-девочкам, женщинам-мужчинам.
Сегодня, как, впрочем и в советское время, социальные различия сказываются и в
отношениях между сверстниками, и со взрослыми людьми своей и иных
этно-культурных общностей. И так дальше.
Выделение молодежи, как самостоятельной социальной группы для социологического
анализа, связано, по мнению ряда ученых (Т. Парсонс, М. Брейк, Х. Пилкингтон) с
несколькими причинами.
Бурные процессы индустриализации привели к разрушению деревенских сообществ,
для которых было характерно семейное и соседское поддержание патриархального
порядка, когда юноши «естественным» образом включались в «мужскую» фермерскую
работу, а девушки так же «естественно» выходили замуж, рожали детей и вели
домашнее хозяйство. Взросление в социальном смысле было беспроблемным,
отдельные исключения не нарушали общего правила. Передача патриархальных устоев
от поколения к поколению помогала сохранению общепринятых социальных образцов,
процесс перехода из детства во взрослость проходил «безболезненно», социальный
статус «молодежи» практически отсутствовал. Молодые — это были те же взрослые,
«подрастающее поколение», у которых еще не было своего опыта, семьи,
собственности. «Свободного» времени, досуга как такового, практически не
существовало.
Вместе с бурным развитием городов и массовыми переселениями, появилисьи первые
симптомы «молодежи, как проблемы». В работе Хилари Пилкингтон «Молодежь России
и ее культура». [12] показано, что молодежь не просто стала видимой, но и
начала открыто угрожать спокойствию и безопасности населению растущих городов.
В России бум индустриализации пришелся на 70-80-ые годы. Именно тогда началось
массовое переселение целых деревень в так называемые, спальные районы.
Назывались они так потому, что в них практически отсутствовала досуговая
инфраструктура, строились они в основном вокруг заводов-гигантов, которые
испытывали острую потребность в рабочей силе. Молодежь подрастала в этих
районах целыми домами, возникают молодежные группировки, основным принципом
объединения которых становится защита собственных территорий.
Теоретические предпосылки исследования молодежной культуры
В этой лекции речь пойдет лишь о наиболее общих теоретических предпосылках
разной степени социологии молодежи, плодотворно использовавшихся в основном
американскими и западными исследователями в конкретный исторический период.
Следует оговориться, что весьма сложно провести четкие разграничения между
различными направлениями в их конкретном применении к исследованию молодежной
проблематики. Скорее, можно говорить о присутствии элементов различных
теоретических идей в их применении к исследованию отдельных феноменов
молодежных культур. Чаще всего реализуется некий мозаичный подход. Однако,
чтобы распознавать элементы разных теорий, важно сориентироваться в существе
ведущих и наиболее значимых подходов в социологии молодежи и молодежных культур.
Функционализм
Начальная идея этой концепции заключается в том, что общество, социальная
структура рассматриваются как аналогии тела, биологической системы. В рамках
этой парадигмы социальные институты рассматриваются с точки зрения их функций,
которые способствуют поддержанию общественного «тела» в жизнеспособном и
развивающемся состоянии. Эти идеи, как правило, связывают с американским
социологическим опытом, начало которому было положено в 50-е гг. ХХ века.
Социологи-функционалисты исходят из того, что каждый социальный институт
выполняет свою специфическую функцию и что история обществ — лучший толкователь
социальной эволюции. Социальные структуры меняются, становясь более
специализированными и, следовательно, выполняющими все более специализированные
функции в обслуживании общественного организма. Согласно этой концепции,
социальные институты должны быть объяснены с точки зрения их содействия
социальной стабильности, и вкачестве неких позитивных моментов в развитии и
следует определить их значение в продвижении общества в будущее. Таким образом,
получается, что некоторые социальные институты (деструктивного характера),
которые хоть и не позитивно, но все же функциональны, по сути не могут долго
просуществовать и, следовательно, имеют временный характер. С другой стороны,
те социальные институты, которые стали деструктивными, должны в
действительности помогать поддержанию социального порядка. Так, Э. Дюркгейм,
например, полагал, что преступность — это «нормальный» социальный феномен и с
этой перспективы должен иметь свою социальную функцию.
Именно с этих позиций изучали в 50-е гг. американские функционалисты культуру
тинэйджеров.
Понятие «тинэйджер» (teenager) употребляется социологами не в буквальном
обыденном смысле. В принципе, тинэйджер — это подросток с 13 до 19 лет (пока в
номинации возраста присутствует корень teen). Для социологов же это понятие
имеет, прежде всего отношение к подростковой потребительской культуре, то есть
буквально это «подросток потребляющий».
Основная идея американских функционалистов сводится к тому, что молодежная
культура появилась именно потому, что она решала определенные проблемы,
возникшие в результате послевоенных изменений в американском обществе, прежде
всего, в р
|
|