|
ьному слою или иной общественной группе.
Почему «когорта» или «поколение»? Демографы именуют когортой поколения,
объединенные общими социально-историческими условиями. Социологи предпочитают
использовать термин «поколение».
Впервые его использован Карл Мангейм для выделения социальных групп, которые
рождаются в определенный исторический момент и вырастают в определенное
историческое время. Вследствие этого они обладают схожим социальным опытом.
Война или другие значимые исторические катаклизмы — опыт, который действительно
может связать одно поколение в единое целое. На опыт поколения могут влиять и
другие судьбоносные факторы. В экономике — это периоды спада и подъема, в
идеологии — продвигаемые сверху модели объединения и сопротивление им, например
— «поколение строителей коммунизма» и «шестидесятники», в культуре —
доминирующий стиль, например «поколение русского серебряного века» и др. Разный
исторический опыт значимо влияет на формирование систем ожиданий относительно
того, как должно «нормальное» общество жить и работать, к чему следует
стремиться, во что верить, на что опираться.
История изучения молодежных культур XX века знает несколько
молодежно-поколенческих ярлыков: «потерянное» поколение — поствоенное,
«беби-бумеры» в США 50-х годов; «поколение X» — непонятные молодые и так дальше
вплоть «Дженерейшн Пи» — поклонников Пепси у Виктора Пелевина.
Разный исторический и культурный опыт поколений, выросших в разных
исторических условиях может приводить к конфликтам — «разрывам между
поколениями».
Понятия когорты или поколения, если их принимать за единственный критерий
объединения молодежи в единое сообщество подвергает нас риску рассматривать всю
молодежь как нечто и целостное, что было бы явным упрощением.
И все же верно, что социальные атрибуты, которые «приписываются» различным
периодам жизни в промежутке между рождением и смертью, чаще всегоимеют именно
общественно обусловленный характер. Иначе говоря, ожидания, связываемые с тем
или иным возрастом, суть продукты «производства» и «воспроизводства» культуры.
Говорим ли мы на академическом языке, опираемся намнения журналистов или
политиков, используем обыденные смыслы в общении друг с другом — мы во всех
обстоятельствах исходим из того, что жизненный циклличности протекает не в
вакууме, но в совершенно определенных и притом во многом разных контекстах
понятий и смыслов, образцов поведения, бытующих в повседневной культуре людей
разных возрастов. Все это оказывает воздействие на самоопределение человека в
социальном пространстве и тем самым осмысление своего «Я» — своей идентичности.
Жизненный цикл — в разных культурах представляется по-разному. Скажем
40-летняя деревенская женщина во времена Пушкина — старуха, сегодня она, пусть
и не молоденькая, но вполне достойная невеста. Возраст, как ничто другое, в
разных культурах подразумевает определенные социальные ожидания — морального и
поведенческого плана.
Так, например Пилчер выделяет три основные задачи, которые следует решить
ученому, который берется интерпретировать особенности некоторой (любой)
возрастной группы:
1. раскрыть историческую изменчивость понятия «молодость»,
2. выявить его современную культурную специфику,
3. проанализировать взаимоотношения между взрослыми, представляющими
современные социальные институты и молодыми с точки зрения власти, особенностей
социального контроля и зависимости от других групп и общностей, а также и от
социальных институтов.
Нынешняя молодежь и еe возможная роль в будущем российского общества.
Появляющееся на исторической сцене поколение молодых несет свое представление о
будущем.
Во-первых, любые молодые, будь они «бунтарями и мятежниками», «строителями
коммунизма», «сексуальными революционерами» или «киберпанками» — все они
вырастают. Именно им принадлежит будущая власть, их ценности становятся
частьюценностей общества.
Во-вторых, нынешнее молодое российское поколение очень неоднородно, что
требует внимательного изучения. Практически невозможно выделить некую группу,
ценности и практики которой можно было бы назвать доминирующими. Дифференциации
проходят по разным, часто не пересекающимся векторам. Помимо классических
оснований, как место в социальной структуре, все более значимыми становятся и
другие. Среди них: уровень и качество полученного образования, практикуемые той
или иной когортой легальные и нелегальные стратегии «выживания» на рынке труда,
гендерные различия и стилевые профили, вкоторых выражается доступность и
характер использования культурных ресурсов,доминирующие потребительские
практики, характер освоения современной полистилической,по выражению Л. Ионина,
культуры, включение в реальные или виртуальные сообщества,
локально-территориальные особенности жизнедеятельности и др.
Вряд ли кто сможет предсказать, что привнесет в будущее России нынешнее
поколение молодых. Но то, что оно будет в зрелом возрасте более самостоятельным
и ответственным за собственные действия и более конкурентоспособным на рынке
труда в сравнении с поколением ее нынешних родителей — в этом у нас нет
сомнений.
Понятие молодости в историческом смысле.
«Искать» нашу молодежную общность следует не только по тем признакам, которые
выделяют ее из других, но и по тем особенностям, которые объединяют ее с
другими поколениями данного исторического периода и в данном обществе.
Основные особенности изменений, происходящих в среде современной молодежи
трансформирующегося российского общества совпадают с изменениями, характерными
для
|
|