|
фликтно-ценностную школу роднит то, что при
исследовании социальной действительности они исходят из идеи усиления
солидарности, интеграции в ходе социального развития. И все, что связано с
нарушением этих базовых тенденций, приобретает в их глазах проблемный характер.
При этом игнорируется то, что проблемы возникают в результате взаимодействия
людей, имеющих различные интересы, что конфликт, столкновение интересов
выступают их источником. Недостаточное внимание к изучению социальных
противоречий, к анализу взаимодействия различных социальных сил делает
указанные подходы недостаточными для объяснения социальных проблем.
В-третьих, в процессе проблематизации социологу отводится роль стороннего
наблюдателя. Он исключается из состава тех, действия которых приводят или могут
привести в будущем к возникновению проблемы. А его функции состоят в том, чтобы
определять социальные стандарты и выявлять базисные социальные ценности,
оценивать состояние социальной системы и обосновывать предложения по ее
совершенствованию. Таким образом, социологи рассматриваются как независимые
эксперты, в чьих силах провести объективный каузальный анализ возникающих в
обществе отклонений, а также типологизировать установленные социальные проблемы.
Однако не принимается в расчет, что они являются членами профессионального
сообщества, обладающего особыми интересами. Поэтому в процессе конструирования
социальных проблем не исключена возможность использования ими своего статуса
для продвижения профессиональных интересов. Формулируя определенным образом
социальные проблемы, социологи могут оказывать давление на общество с тем,
чтобы занять более выгодную позицию по сравнению с представителями других
профессий (политологами, психологами, медиками, юристами).
Вторая традиция связана с трактовкой социальных проблем с позиции критического
силового конфликта. Она противостоит идее социального порядка. Ее истоки
обнаруживаются в творчестве К. Маркса, Р. Дарендорфа, Р. Миллса, которые
исследовали роль социального неравенства, классовой борьбы, власти в
функционировании и развитии капиталистического обществе.
К. Маркс, пожалуй, был первым социальным мыслителем, который положил понятие
конфликта в центр исследования социальной структуры капиталистического общества.
Он рассматривал классовый конфликт как имманентную черту данного общества. По
К. Марксу, сама структура капиталистического производства порождает
эксплуатацию и классовую борьбу, что оказывает существенное влияние на развитие
политики, права, образования. Поскольку капиталисты сосредоточивают в своих
руках основные ресурсы и власть, они формируют господствующую идеологию. Однако
рабочий класс более многочисленный, и он создает основные блага. Такой силовой
дисбаланс приводит к периодически протестам со стороны рабочего класса, включая
широкомасштабные рабочие движения. Согласно К. Марксу, ни индивидуальная
патология или плохая приспосабливаемость, ни широкомасштабные бедствия не
служат источниками социальных проблем. В качестве таковых выступают отношения
эксплуатации между группами, конфликт коренных интересов различных групп.
Важной чертой марксистского анализа является тезис о том, что государство не
является независимой силой, отделенной от капиталистического класса. Поэтому
оно не может быть нейтральным и выражает интересы господствующего класса.
Отсюда следует, что применение частичных государственных реформ не решает
социальные проблемы капиталистического общества. Государственные программы
смягчают, но не устраняют противоречия между интересами капиталистов и рабочих,
а следовательно, лишь частично решают возникающие социальные проблемы.
Творчество К. Маркса оказало сильное влияние на развитие взглядов на социальные
проблемы с позиции критического силового конфликта.
Данная традиция базируется на следующих теоретических положениях. Первое: в
процессе проблематизации изучение социальной реальности опирается на анализ
ресурсов общества, таких, как богатство, власть. При этом предполагается, что
данных ресурсов не хватает, чтобы удовлетворить желания всех его членов.
Второе: считается, что ресурсы неравномерно распределены, следовательно,
существует неравенство, что приводит к конфликту интересов в обществе. Третье:
утверждается, что конфликт интересов возникает между теми, кто обладает
названными ресурсами, и теми, кто не обладает таковыми.3, p. 13.
Основными понятиями, используемыми в рамках концепции критического силового
конфликта, являются: конфликт, социальная структура, интерес, власть, контроль,
господствующая группа, идеология.
Представители данного направления социологии социальных проблем признают, что
социальные конфликты неизбежны, их причины находятся внутри общества, а не за
его пределами По их мнению, источники противостояния в обществе кроются в том,
что господствующая группа использует все формы контроля и воздействия на
социальную практику и общественное сознание для обеспечения приоритета своих
интересов. Стабильность социальной системы кажущаяся, она достигается либо
посредством формирования ложного общественного сознания, либо посредством
пресечения действий тех, кто противостоит властвующей группе. Столкновение
классовых, национальных, других интересов может разрушить ее, привести к
революционным преобразованиям общества. Поэтому чтобы понять общество, надо
понять интересы наиболее значимых социально-политических сил.
С позиции силового конфликта причинами социальных проблем выступают
концентрация богатства и власти, классовое, расовое и гендерное неравенство,
эксплуатация, дискриминация, колониализм.
В настоящее время концепция силового конфликта в трактовке социальных проблем
представлена неомарксизмом (фокусируют внимание на классах), феминизмом
(фокусируют внимание на эксплуатации по признаку пола), национализмом
(фокусируют внимание на расовой или этнической эксплуатации) и школой,
критикующей государство и государственное управление (фокусируют внимание на
антидемократическом государственном авторитаризме).18, p. 17. М
|
|