Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Социология и Социальная работа :: Эркки Калеви Асп - Введение в социологию.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 56
 <<-
 
 развития к обществу. Он сравнивал общество с живым 
организмом. По органической аналогии разные части общества взаимозависимы и 
стремятся обеспечить выживание и функционирование общей системы.
       Согласно Спенсеру, Вселенная находится временами в состоянии постоянного 
развития, временами в состоянии распада. Задача социологии состоит в 
прослеживании и выявлении этих же процессов в сфере человеческого общества. 
Основные предположения Спенсера следующие:
       1. Развитие является универсальным процессом, т. е. всеобщим законом 
природы.
       2. Общество является органическим и развивающимся целым, которое много 
сложнее, чем суммы его частей.
       3. Общество существует в двух сущностях: в социальной статике и в 
социальной динамике. Статика представляет собой институциональную структуру и 
социальные системы общества, а динамика заключает в себе постоянную 
дифференциацию и развитие структуры.
       4. Главные институты общества — политические, церковные, 
профессиональные, промышленные, семейные и «праздничные». Многогранное 
индустриальное общество развилось из примитивного общества, пройдя разные этапы.
 Для Спенсера развитие означало прогресс.
       5. Общество разделяется кроме этого на две параллельные системы: 
внутреннюю и внешнюю. Эти подсистемы помогают обществу сохраняться как 
органическому целому в процессе развития. Процесс развития представляет собой 
чередование состояния равновесия с состоянием существенных перемен при движении 
общества от примитивного к современному и индустриальному.
       Задачей социологии, согласно Спенсеру, является понимание процессов 
развития общества с целью достижения максимальной социальной гармонии. 
Теоретически оптимальное (если не идеальное) общество современные социологи 
считают более или менее гармоничной системой, разные части которой должны 
находиться в соотношении, обеспечивающем гарантированность, защищенность и 
стабильность. В современной социологии популярна идея развития общества «от 
простого к многообразному», при этом понятия «развитие» и «прогресс» не 
отождествляются. Развитие означает отнюдь не всегда что-то лучшее.
       Фердинанд Теннис (Ferdinand Tonnies, 1855-1936)
       Немецкий социолог Ф. Теннис родился в аграрной общине Эйзенштадта и 
учился в университете в Тюбингене. Он был свидетелем экономических и 
политических переворотов, происходивших в современной ему Германии.
       По мнению Тенниса, общество, социальная действительность, являются 
продуктом человеческой воли. Предметом социологии, по его мнению, и является 
человеческая воля как основной созидающий фактор в структуре социума. При этом 
Теннис исходит из того, что природа человека в принципе познаваема.
       По главной концепции Тенниса общество заключает в себе различные 
отношения и объединения людей и является таким образом продуктом человеческой 
воли. Индивидуальные выражения воли объединяются в коллективную волю и тем 
самым в социальную структуру. Теннис различает «волю» двух типов: а) 
естественную — основа «гемейншафта» (общины) и б) рациональную — основа 
«гезельшафта» (общества). Первая характеризует прежде всего традиционное 
общество, а вторая — индустриальное. Такие общества отличаются друг от друга на 
основе доминирующих в них норм.
       Гемейншафт характеризует традиционное общество, которое основывается на 
тесных семейных отношениях, на нормах любви, взаимопонимания и защиты. 
Социальные связи базируются на родстве, общности локуса и языка. Такую 
организацию совместной жизни можно назвать «естественным» обществом, 
базирующимся на «естественной воле».
       Гезелъшафт представлен в современном индустриальном обществе, которое 
базируется на экономических, безличных и искусственных отношениях, на нормах 
экономической ценности, труда и потребления, а также на связях, которые 
относятся к общественному классу и экономическим соглашениям. Это можно назвать 
деловой организацией, в которой преобладает «рациональная воля».
       Типология гемейншафт — гезелыпафт применялась весьма часто и в 
современной социологии, особенно при сравнении сельских и городских общностей.
       Эмиль Дюркгейм (Emile Durkheim, 1858-1917)
       Французский социолог Э. Дюркгейм является одним из самых известных 
пионеров в развитии социологии как самостоятельной науки, имеющей свои предметы 
исследования, свои методы и понятия.
       Дюркгейм родился в еврейской семье. Он изучал право и философию, работал 
преподавателем философии в Париже. В 1887-1902 годах он был профессором 
социологии и педагогики в Бордо. В 1902 году ему предложили профессуру на 
кафедре педагогики в Сорбоннском университете в Париже, позднее в перечень 
дисциплин кафедры была включена также социология. Дюркгейм занимал эту 
должность до своей смерти. В течение всей своей жизни он проявлял также интерес 
к вопросам религии и морали.
       К ключевым понятиям Дюркгейма относится понятие социального факта. Под 
этим подразумевается, например, принадлежность людей к различным группам, 
религиозным объединениям и политическим партиям; в этих группах человек находит 
свою социальную реальность. Психические факты имеются в собственном сознании 
индивида, затосоциальные факты относятся к социальной действительности. По 
мнению Дюркгейма, именно эти социальные факты составляют основной предмет 
исследования социологии. Позднее он назвал их «институтами».
       Любой социальный институт, например семью, брак или какой-либо обычай, 
можно, по Дюркгей-му, рассматривать научно, как и другие объекты исследования. 
Их можно изучать, описывать и
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 56
 <<-