|
сравнивать, оперируя различными данными,
касающимися этих «институтов». Изучение таких данных является наукой только
тогда, когда их (данные) можно упорядочить по определенной системе понятий,
выведенной из существенных признаков рассматриваемых институтов. Например,
действие, влекущее за собой наказание, является преступлением. Преступление как
социальный институт изучается исходя из его общественного происхождения и
значимых связей. Второй пример: в обществе имеются общности, основанные на
кровном родстве. Каждую такую общность Дюркгейм относит к категориальному
понятию «семья».
И социальный институт «преступление», и социальный институт «семья»
характеризуются определенным набором своих категориальных признаков. Для того
чтобы действие характеризовалось как «преступление», оно должно отвечать всем
этим признакам. Отсутствие даже одного из них переводит это действие в другой
статус, например «проступок», «ошибка». Исследователь должен иметь ясную
систему понятий, однозначно воспринимаемую другими людьми. Социологические
понятия обычно абстрактны, поэтому они должны быть по возможности четко
определены.
По главному предположению Дюркгейма, коллективное сознание,
«растворенное» в обществе, имеет самостоятельное существование. Социальная сила
основывается на «коллективном мышлении». Коллективность или коллективный дух —
это то, что взаимообязывает членов общности. Коллективное, или общее, сознание
означает совокупность тех верований и чувств, которые разделяются средними
членами системы. Существующие в общности нормы усвоены и осознаны, результатом
чего является унификация социального поведения. Коллективное сознание
базируется на существующих в обществе ценностях.
Коллективность выражает нормативный характер общества. Согласно
Дюркгейму, все аспекты социальной структуры, в частности институты, базируются
на нормативной системе общества. Итак, нормы представляют собой, по его мнению,
ядро социальной действительности.
Интересен взгляд Дюркгейма на разделение труда в обществе. Исходным
пунктом Дюркгейм считает здесь численность и плотность населения, предполагая
при этом, что в населенных пунктах городского типа разделение труда более
развито и многообразно, чем в традиционной редконаселенной аграрной общине.
Одновременно он отмечает различие в социальной солидарности. При незначительном
разделении труда наблюдается механическая солидарность, а при сильно
дифференцированном разделении труда — органическая солидарность, т. е. каждый
зависит от каждого в большей степени, будучи заинтересован в результатах труда
другого.
Интересны замечания Дюркгейма по поводу некоторых частных явлений и
феноменов, например, такого, как самоубийство. По его наблюдениям, самоубийства
встречаются чаще среди тех групп, где социальная сплоченность слабее, чем среди
групп с более тесными социальными связями. При этом важную роль играет семейный
и религиозный статус (см. гл. 4. 3. Теория).
Макс Вебер (Max Weber, 1864-1920)
Немецкий социолог М. Вебер родился в Эрфур-те, учился в Гейдельберге,
Страсбурге и Берлине. В 1894 году он стал профессором политической экономии
Фрейбургского университета, а три года спустя Гейдельбергского университета.
Из-за тяжелой болезни он был вынужден бросить преподавательскую деятельность на
долгое время, но продолжил ее позднее приват-профессором. В течение двух лет до
своей смерти Вебер работал профессором в университетах в Вене и Мюнхене.
Вебер пытался разработать объективную и свободную от ценностей
социологию, для чего детально и подробно рассматривал в своих основных трудах
ценностные системы и их развитие.
По мнению Вебера, самым основным понятием социологии является понятие
социального действия. Это такое действие, которое соотносится с поведением
окружающих людей и учитывает их поведение. При этом имеется в виду действие
осмысленное и целенаправленное, действие, которое ориентируется на ценности.
Вебер подчеркивает, что только осознание осмысленности чужого действия помогает
нам понять его. Содержание действия диктуется его смыслом. С точки зрения
научной социологии, смысл действия должен пониматься исследователем, а не
исследуемым. Речь идет о методике «понимания».
Согласно Веберу, социология представляет собой науку, главным объектом
которой является социальное действие, его «ход» и его последствия. Он
подчеркивал, что социология разрабатывает типизацию действий и событий, а также
их общие закономерности. Идеальные типы, которыми оперирует социология,
помогают определить и упорядочить причины действия. Идеальные типы представляют
собой некое обобщение, сделанное на основании определенных признаков. Это
обобщение не должно быть адекватно действительности, но оно дает исследователю
хорошие исходные точки для рассмотрения различных вопросов. На основе
«идеальных типов» образуются другие понятия, которые могут быть использованы в
исследовательской практике.
Социальное поведение представляет собой: а) унифицированное поведение,
б) поведение, детерминированное окружающими людьми. Это не такое действие,
которое может быть вызвано, например, паникой или массовым внушением, а только
собственно социальной средой, ее стабильными ценностями и нормами.
Социальное отношение — широкий и многозначный термин. Социальными
отношениями являются, например, любовь и дружба. С другой стороны,
экономический обмен, конкуренция и конфликт также базируются на социальном
отношении. По Веберу, социальное отношение лежит и в основе власти. Власть —
это социальное отношение, предоставляющее одному человеку главенствующее
положение по сравнению с другим. Это отношение обеспечивает реализацию интенций
первого субъекта независимо от поддержки
|
|