Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Социология и Социальная работа :: Эркки Калеви Асп - Введение в социологию.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 56
 <<-
 
сего естественных.
       4. Социология представляет собой самостоятельную науку со своими 
методами, предметами и понятиями.
       Данное разделение не совсем хронологично, но соответствует, однако, в 
главных чертах развитию социологического мышления.
       К первой стадии относятся Платон и Аристотель, а также многие 
христианские философы. В то время как Платон разрабатывал свое идеальное 
государство, философы хотели сделать из государства общество верующих.
       Вторая, представленная Боуманом, стадия относится по времени к XVI и 
XVII векам, когда, с одной стороны, индивидуализм мышления Возрождения и 
различные новые общественные и религиозные взгляды, вытеснившие духовное 
наследие схоластики, и, с другой стороны, развитие естественных наук создали 
новые возможности для рассмотрения общества и общественного строя. 
Социологическое мышление этого периода представляют прежде всего английские 
эмпирики Джон Локк (1632-1704) и Дэвид Юм (1711-1776), которые сильнейшим 
образом способствовали распространению реалистического подхода к рассмотрению 
объектов действительности.
       Третья стадия является продолжением предыдущей и относится к XVIII 
столетию. Первыми представителями этого периода были Сен-Симон и Конт. В 
социологическом мышлении господствовал тогда естественнонаучный позитивизм. К 
более поздним представителям социологии этого периода относятся среди прочих 
Маркс и Герберт Спенсер.
       Четвертая стадия представляет собой новейший период развития социологии, 
хотя весьма затруднительно провести четкую грань между четвертой и третьей 
стадиями. Самостоятельный характер социологии проявляется в том, что объекты 
исследования анализируются здесь с помощью собственных понятий и методов данной 
области науки.
       Кроме уже упомянутых социологов, в следующем разделе рассматриваются те 
исследователи, которые оказали решающее влияние на развитие социологии в ее 
начальной стадии.
       Как врачи ставят диагноз пациентам, так и социологи пытаются определить 
состояние общества. Далеко не все врачи разделяют одно и то же мнение, один и 
тот же диагноз. Так же и не все социологи согласны с различными находками и 
истолкованиями, и в результате получается ряд разных теорий и мнений о 
характере общества и общественных явлений.
       Далее рассматриваются некоторые классики социологии, оказавшие 
существенное влияние на последующих исследователей.
       Карл Маркс (Karl Marx, 1818-1883)
       Маркс родился в Германии в семье еврейского юриста. Он изучал в Бонне и 
Берлине историю, право и философию, участвовал в политике и работал около двух 
лет журналистом в Германии. Поняв, что у него нет возможностей добиться успеха 
на родине, он начал работать в Париже, Брюсселе и Лондоне.
       На деятельность Маркса оказывали влияние не только экономические и 
политические условия Германии, но прежде всего германская идеалистическая школа,
 в частности Георг Вильгельм Фридрих Гегель, а также французский социализм и 
английская экономика.  Широкую известность ему принес его «Капитал».
       По общественной теории Маркса общество основывается на материальных 
условиях жизни, причем экономический базис и стремление человека к 
удовлетворению своих основных потребностей определяют надстройку общества, т. е.
 культуру, духовную жизнь и окружающий мир символов.
       Маркс поставил своей целью раскрыть взаимоотношения экономического 
базиса и надстройки общества, а также механизмы исторического развития общества.
 Это учение, называемое историческим материализмом, утверждает, что 
материальные факторы лежат в основе общественной жизни и определяют сознание 
людей. Из этого следует, что общественные перемены происходят при изменении 
материальных условий.
       Способы производства в материальной сфере определяют социальный, 
политический и духовный процесс жизни. Способы производства состоят из 
производительных сил и производственных отношений. К производительным силам 
относятся орудия производства и человеческая рабочая сила. А производственные 
отношения, в свою очередь, определяются уровнем развития производительных сил в 
каждый данный момент общественного развития и отражают существующие разделение 
труда и материальные условия. Труд таким образом является центральным понятием 
в теории Маркса. Диалектическое взаимодействие экономической основы общества, 
включающей в себя производственные отношения и производительные силы, с одной 
стороны, и зависимой от нее надстройки с другой, приводит к общественным 
переменам. По основной идее диалектики, которую Маркс взял у Гегеля, всякое 
явление заключает в себе силы собственной перемены. Маркс применил этот 
постулат к обществу и высказал мнение, по которому в капиталистической системе, 
порожденной индустриализацией, экономическая гегемония отчуждает трудящихся от 
орудий производства и природы. По Марксу, глубокие противоречия и проблемы 
капиталистической системы производства делают возможным такой переворот, 
вследствие которого общество переходит к социалистической формации.
       Социалистическую идею государства экспериментировали в так называемых 
социалистических странах. Результаты этого эксперимента сейчас хорошо известны. 
Несмотря на это, теоретические взгляды Маркса находят отклик и в наше время.
       Влияние Маркса на социологию велико. Его роль как теоретика конфликтов и 
создателя концепции марксистской социологии видимо будет существенной и в 
дальнейшем.
       Герберт Спенсер (Herbert Spencer, 1820-1903)
       Спенсер был сторонником эволюционного учения Чарлза Дарвина и применял 
принципы биологическог
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 56
 <<-