Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Социология и Социальная работа :: Эркки Калеви Асп - Введение в социологию.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 56
 <<-
 
льная активность и, как ее результат, — дети.) Эта функция брака 
актуальна и сейчас. Брак — не только формально оправдывает наличие ребенка, но 
и подразумевает то, чтобы биологические родители дали продолжение роду, 
выполняя тем самым и социальную функцию — воспроизводство населения (Аллин, 
1972, 274-275) (АИуп).
       В большинстве обществ брак — это социально признанный союз двух взрослых 
людей разного пола (Гидденс, 1989, 384). Когда два человека вступают в брак, 
они, естественно, становятся родственниками; таким образом, брак к тому же 
связывает более широкие родственные группы друг с другом. Круг родни мужа через 
брак становится и кругом родни жены.
       Наряду с «обычным» браком возник «открытый брак» (фин. avoliitto), 
который по своим функциям мало отличается от первого. Это форма совместного 
проживания, союз двух людей, которые живут в одном жилище и ведут общее 
хозяйство -без официальной регистрации брака. Он широко распространен и 
официально признан. Правда, законодательство (по крайней мере, в Финляндии) 
пока не защищает права членов такой семьи так же гарантированно, как в 
традиционном браке.
       Родство. Родственные связи - это связи индивидов на основе кровного 
родства или возникшие в результате брака. В большинстве западных стран 
родственные связи по практическим причинам ограничиваются небольшой группой 
близких родственников. Осведомленность в родстве, как правило, у большинства 
людей доходит только до двоюродных или троюродных братьев и сестер (Гидденс, 
1989, 384).
       Во многих других, особенно маленьких, культурах родственные связи весьма 
важны и значительны в разных сферах жизни. В некоторых культурах все члены 
общества практически родственны через множество косвенных связей, или по 
крайней мере, они предпочитают так считать. Такие родственные группы называются 
«кланы». Клан —  это группа, все члены которой убеждены, что все они восходят к 
одному родоначальнику, и сами эти люди идентифицируют себя подобным образом, и 
посторонние считают их определенным сообществом, отличающимся от остальных 
своим идентите-том (Гидденс, 1989, 385).
       У членов клана общие убеждения, взаимные экономические обязанности, и 
они, как правило, живут в одном и том же регионе. В таком обществе, даже у тех 
родственников, которые не считаются близкими, все-таки существует тесная и 
важная для них связь. Членство в клане регулирует практически все в жизни 
индивида, например выбор супруга/супруги.
       Но и в тех обществах, где нет системы кланов, семья связана с довольно 
широкой сетью родственников. Если супружеская пара живет с детьми или 
каким-либо близким родственником, ведя совместное хозяйство, или в 
непосредственной близости друг от друга, можно говорить о «расширенной семье». 
Этот термин касается и такой семьи, где три или более поколений живут в одном 
хозяйстве, «деды— отцы —дети». А также по другой линии: братья со своими женами,
 или сестры со своими мужьями, или другие близкие родственники.
       Э. Гидденс (1989, 386) разделяет семьи на две категории в зависимости от 
того, как индивид стал членом семьи: «ориентационная семья», так сказать, 
«вступление» в семью через рождение; и «растущая семья» — вступление в семью во 
взрослом возрасте — брак, адаптация.
       В некоторых обществах семьи все еще квалифицируются по типу хозяйства. 
Если супружеская пара живет у родителей жены, семья называется «матриархальная 
семья», а у родителей мужа — «патриархальная семья». Матриархальная семья 
практически невозможна в восточных или среднеазиатских культурах, где моральная 
традиция диктует место проживания семьи и запрещает молодой паре поселяться у 
родителей жены, а только — в доме мужа. В старой России такое ограничение также 
существовало. Для мужа, проживающего с женой у ее родителей, было даже 
специальное название «примак». В современном обществе большинство семей живут 
вообще отдельно от родителей.
       Формы брака. В современном мире существуют две основные формы брака: 
моногамия (единобрачие) и полигамия (многобрачие). Западной культуре 
свойственна моногамия, т.е. одновременно у человека может быть только одна жена 
или один муж. Полигамия (полигиния или полиандрия) — это брак, в котором или 
муж или жена имеет больше, чем одного супруга. Чаше встречается «полигиния», 
при которой у мужа одновременно несколько жен; но отмечены и случаи 
«полиандрии», при которой жена имеет одновременно нескольких мужей. 
«Полиандрия» встречается, как правило, только в самых отсталых обществах и 
обусловлена весьма специфическими обычаями таких обществ, в частности, 
убийством детей женского пола (Э. Гидденс, 1989, 386), что ведет к дисбалансу в 
соотношении мужчин и женщин: и если женщин меньше, то и «спрос» на них выше, в 
этом случае на одну женщину приходится более чем один мужчина.
       Парадоксально, что полигамия более распространена (статистически), так 
как численность мусульманского населения, которому свойственна эта форма брака, 
выше. Однако несмотря на этот статистический приоритет, не полигамия определяет 
лицо современного брака. Кстати, в обществах, где полигинная форма брака 
разрешена, все-таки большинство мужчин имеет только одну жену. Для этого 
несколько причин. Во-первых: право на нескольких жен имеют только мужчины с 
очень высоким социальным статусом. Во-вторых: не многие мужчины способны 
содержать нескольких жен. В-третьих: видимо, не существует такого общества, 
демографический состав которого позволил бы каждому мужчине иметь несколько жен 
(Э.Гидденс, 1989, 387).
       В полигинных семьях могут быть разные способы проживания: все жены могут 
жить вместе и, что важно, в одном жилище с первой женой, или, напротив, каждая 
из них имеет отдельное жилье. При этом, как отмечает Э. Гидденс (1989,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 56
 <<-