|
2. Вторая модель может быть метафорически названа «плавильная печь». Это
модель мирного сожительства разных этносов, которые, проживая вместе, не теряют
своих культурных и поведенческих особенностей, но в то же время эти особенности
смешиваются, «переплавляются» и создают новый тип культуры. Эта модель наиболее
характерна для этнической ситуации в США. По мнению многих, это самый
желательный результат этнических взаимодействий.
3. Третья модель — плюралистическая культура: общество развивается на
основе многокультурного принципа, когда каждый этнос, с согласия других,
сохраняет свою собственную культуру. В таком обществе существуют разные, но
равноправные субкультуры.
Австралия, которая принимала и принимает большое количество эмигрантов,
долгое время стремилась осуществлять ассимиляционную политику, но сегодня она
явно придерживается принципа третьей модели, когда все существующие культуры
обогащают общую культуру и осуществляют идею «дать всем цветам цвести».
Объединение Европы также означает сосуществование разных культур, хотя
этнические и расовые предрассудки, такие как дискриминация меньшинств и
сегрегация, все еще создают напряжение.
Напомним, что тема этой главы — объекты исследования социологии. Мы
стремились обрисовать в общих чертах главные из них: демографические,
культурные и поведенческие.
7. 3. РОДСТВО, БРАК И СЕМЬЯ
К важнейшим объектам исследования социологии безусловно относятся семья
и брак. Практически и нормативно (если оставить в стороне различные отклонения)
каждый индивид во всех обществах получил воспитание и становление в семье. И во
всех цивилизованных обществах большинство взрослого населения состоит в браке.
Поэтому брак — это особый социальный институт, который касается если не каждого,
то очень многих. Формы брака и особенно нормы семейной жизни в разных
культурах могут значительно отличаться, но в рамках одной культуры в идеале
довольно стабильны.
В поле зрения социологии семьи попадают следующие вопросы: принцип и
критерии выбора супруга/супруги; брак и секс; брак и развод и многое другое.
Аспектов столь много, сколь многообразны реальные матримониальные и сексуальные
отношения современных людей. Причем в последнее время этот спектр значительно
расширился и обогатился. Так, например, совместное проживание до брака или вне
брака в большинстве индустриальных развитых стран уже давно стало
повседневностью и нормой. И более широко: современная семья имеет более
разнообразные формы, чем это было раньше.
7. 3. 1. семья и брак
Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как в
ней закладывается и формируется умение жить в обществе, в социуме. Если иметь в
виду самый распространенный тип семьи «родители —дети», то можно сказать, что
взрослые члены семьи, нормативно, заботятся о несовершеннолетних членах и
содержат их (Э. Гид-денс, 1989, 384), в свою очередь и престарелые родители
могут рассчитывать на поддержку и помощь взрослых детей.
«Семья» — не абсолютно точное понятие, так как в зависимости от
контекста оно может обозначать или более широкую, или более узкую группу весьма
разного состава, члены которой живут вместе, связанные друг с другом
определенными отношениями. Приведем, как пример, одно из определений семьи:
«Семья — это группа, состоящая из двух или более человек, которые связаны друг
с другом браком, кровной связью или усыновлением; которые ведут совместное
хозяйство; вступают во взаимодействие в семейных ролях, и которые хранят
унаследованную культуру, добавляя к ней выработанные совместно новые общие
черты» (Бёр-жесс & Локке, 1945) (Burgess & Locke ). Реальные семьи в постоянно
меняющемся обществе бывают самые многообразные и далекие от классической схемы.
Например: две сестры, проживающие вместе, причем одна из них была адаптирована
родителями (т. е. нет кровного родства); молодая женщина с ребенком, оставшаяся
жить у родителей мужа после развода и ухода мужа из этого дома (т. е. свекор,
свекровь, невестка и внук) и многие другие конкретно-жизненные реализации
социальной модели «семья». В России, где жилищная проблема все еще достаточна
остра, состав семьи очень часто определяется именно этим обстоятельством.
Семья по сравнению с другими социальными группами занимает во многих
отношениях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы созданы
обществом, т. е. их можно считать «изобретениями» культуры, сфера их
существования — общественная жизнь (включая производственную); сфера же
существования семьи в первую очередь — личная жизнь. Общественные социальные
группы на практике более мобильны и гибки, чем семья. Социолог Б. Шеверс (1992,
87-88) (В. Schafers) приводит следующие отличительные черты семьи.
— Семья как группа содержит оба пола и вплоть до современной маленькой
семьи — два поколения. Возраст, пол и связь разных поколений — это существенные
черты семьи.
— Семья — в постоянном процессе перемен, что затрагивает и структуру
норм и ценностей семьи, и распределение ролей (черта, присущая любой группе), и
даже цели создания семьи и совместного группового проживания.
Как от социального института от семьи ожидают, чтобы она соответствовала
требованиям общества, которые (требования), в свою очередь, основываются на
ценностях общества. Семья «отвечает» за воспроизводство населения, т. е. за
рождение и воспитание детей, а также за их социализацию. Брак возник как
специальная форма регулирования таких эмоций и действий, которые без этого
могли бы превратиться в фактор, дестабилизирующий общество. (Имеется в виду
сексу
|
|