Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Социология и Социальная работа :: Эркки Калеви Асп - Введение в социологию.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 56
 <<-
 
 биологического качества. Логичный вывод из подобной концепции 
следующий: определенные люди по своим биологическим расовым качествам 
изначально якобы более одарены и талантливы, чем другие, совершеннее, как 
физически, так и психически, и поэтому более годны и способны для руководства и 
управления миром и для занятия высших социальных позиций в обществе (Э. Асп, 
1969) (Asp).
7. 2. 3. расизм
       Одна из крайних форм этноцентризма —  расизм, который можно определить 
как совокупность понятий, согласно которым какая-то одна раса как в моральном и 
умственном, так и культурном отношении превосходит какую-то другую расу или 
другие расы и суперкачества которой передаются наследственно от одного 
поколения к другому. Расизм является стимулятором борьбы за власть между 
нациями и идеологической основой национальной конкуренции. Он поддерживает 
убеждение о том, что биологическое смешение разных рас привело бы к 
наследственно-генетической и социально-культурно-моральной дегенерации «высшей» 
расы (Хартфелд, 1976) (Hartfield). Поэтому необходимы защитные и 
предохранительные средства против таких явлений. Яркими примерами расизма могут 
служить апартеид, т. е. полное отделение рас или групп населения друг от друга 
на основе расового признака, и антисемитизм и шовинизм. Апартеид проявляется в 
региональном разделении или изоляции, что приводит к образовательной, 
имущественной дискриминации и экономическому давлению и далее — к политической 
изоляции. В сфере личной жизни апартеид диктует ограничение и даже запрет 
сексуальных взаимосвязей и других контактов между расовыми «аутсайдерами» и 
основными группами населения (Хартфелд, 1976).
       В более широком смысле расизм сегодня — это все то, что связано с 
расовой дискриминацией, расовыми предрассудками и попранием национального 
равноправия. Современный расизм проявляется и во враждебном отношении к 
переселенцам, и в непризнании прав на самоопределение и сохранение различных 
культур (Либкинд, 1994, 39-40) (Liebkind).
       Расизм, как известно, основывается на понятиях и учениях о расе. Гордон 
Алпорт (1992) (Gordon Allport), изучавший расы, заметил, что уже теория Ч. 
Дарвина о происхождении видов фактически содержит разделение на расы. Хотя его 
учение касалось животного мира, позже оно было приложено и к человеческому 
обществу. Таким образом, и дарвинизм использовался как аргумент в пользу 
расизма и как оправдание расистским предрассудкам. Сторонники подобных взглядов 
видят в расе свойства, присущие ей изначально и постоянно, и передающиеся 
наследственно. Такой упрощенный подход не учитывает роли и влияния окружающей 
среды на индивида, игнорирует тип и характер его индивидуального поведения, 
отказывая ему в способности приобрести в течение жизни какие-либо новые черты, 
кроме как получить наследственные. Если у человека присутствует хотя бы одно 
расовое свойство, ему произвольно на основе стереотипов приписываются и все 
остальные свойства данной расы, особенно негативные. Расовые предрассудки и 
стереотипы — выражение примитивного подхода к вопросу о специфике и соотношении 
разных типов людей и групп населения. Подобные стереотипы всегда использовались 
и в политических целях. Подстрекатели расовой вражды обычно пользуются массой, 
возбуждаемой реальным или инсценированным «общим врагом», для реализации своих 
целей (Алпорт, 1992, 107-110).
       Концепция Пьера ван де Берге (1970) (Pierre van de Berghe) ( цитируемая 
здесь по названной книге Э. Гидденса) различает три уровня сегрегации (лат. 
segregare — отделять, удалять) на примере южноафриканского общества:
       1. Микросегрегация — разделение некоторых общественных мест, таких как 
умывальные, залы ожидания, пассажирские вагоны и др. для белых и небелых 
граждан.
       2. Меццосегрегация — выделение специальных жилых районов для небелых 
граждан и принуждение их к проживанию там.
       3. Макросегрегация — создание специальных национальных резерваций.
       Пожалуй, наиболее заметна, и даже негативно символична, микросегрегация 
— разделение мест общественного пользования для белых и черных. Но она как раз 
и сокращается из-за международного осуждения и давления; остальные же формы 
сегрегации в какой-то мере сохраняются там, где они поддерживаются и 
контролируются расистки настроенными белыми (Гидденс, 1989).
       Расизм — это, к сожалению, реальность сегодняшнего мира, не исключая и 
Европы. Приходится признать, что есть еще немало людей, которые не могут 
смириться с тем, что кто-то по-иному мыслит и представляет иную культуру. 
Конечно, некоторые успехи в борьбе с расизмом есть; например, нарушением прав 
человека признано преследование евреев. Однако неприязнь, а иногда и ненависть 
к иностранцам, ксенофобия (гр. xenos — чужой), неонацизм, ультраправое мышление,
 идеологические движения, направленные против какой-либо группы населения, 
ограничения прав репрессируемых групп населения и даже теракты против них, все 
это — лицо современного расизма. Может быть, различные этнические группы в 
европейских государствах еще не приобрели опыта совместного проживания, и 
сепаратистские (т. е. поддерживающие разделение) стремления возникают время от 
времени в разных частях Европы.
       Исключительно показателен для всех многоэтнических стран опыт США, 
которые, как известно, являются результатом величайшего переселения и могут 
служить примером для будущих перемен и в Европе. Э. Гидденс (1989, 271) 
констатирует три модели, которые характеризуют развитие этнических отношений 
СИТА:
       1. Первая модель: слитность, или ассимиляция. Это означает, что 
иммигранты отказываются от своих традиций и обычаев и адаптируют свое поведение 
в соответствии с ценностями и нормами страны, принявшей их. Дети этих 
иммигрантов, как правило, чувствуют себя настоящими «американцами».
    
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 56
 <<-