|
По этой модели развитие идет от теологической и метафизической стадии к
высшей ступени — позитивизму.
Конт определял в социальной системе две основные части: социальную
статику и социальную динамику. Первая представляет собой прежде всего структуру
и строй общества, а также законы человеческого существования, вторая означает
изменение как таковое и его законы. Для выяснения и понимания деталей
социальной статики и динамики применяется метод наблюдения, опыта и сравнения.
Таким образом, выявляются социальные законы и закономерности общего социального
развития.
Согласно Конту, позитивистский метод ведет к познанию основ. При
объяснении общественных явлений исследователь сталкивается с самыми
разнообразными и многозначными причинными связями, но, изучая общество
достаточно долго и тщательно, как в статическом, так и в динамическом состоянии,
можно постепенно выявлять общие законы общественных событий и явлений.
Изучая общественные явления, Конт подошел к созданию специальной науки,
которая бы могла объяснить эти явления и даже по возможности управлять ими. Эта
наука получила название социологии и в качестве основы избрала
естественнонаучные методы. Для Конта идеальной представляется
позитивистско-научная эпоха, когда социолог, будто представитель нового
священства, может управлять общественной деятельностью.
При создании «закона о трех ступенях», который иногда называли законом
человеческого развития, он сделал также набросок иерархии наук. В этом смысле
он является социологом в теории познания (гносеологии), так как он пытается
постичь сущность и развитие науки, результатом чего явилось открытие им
некоторых существенных признаков науки как таковой. По мнению Конта,
теологический и метафизический подходы лишены научности, т. к. игнорируют метод
наблюдения. Социология же не исключает наблюдение, а базируется на нем. Но и
она, несмотря на этот позитивный посыл, еще многого должна достичь в своем
развитии.
Представленные выше типологии и модели Конта настолько важны и значимы,
что позволяют считать их автора основоположником социологической науки и теории.
ЛИТЕРАТУРА
Allardt Erik. Sosiologia I (Социология I). WSOY, Juva, 1983.
Eskola Antti. Sosiologia. Johdatus perusteisiin. (Социология. Введение в
основы). Tiedon Portaat, 5. osa. WSOY, 1968.
Hofstdtter Peter R. Einfiihrung in die Sozial-psychologie. Alfred Kroner
Verlag, Stuttgart, 1959.
Kinloch Graham С. Sociological Theory. Its Development and Major
Paradigms. McGraw, Hill, Inc. New York, 1977.
Korte Hermann. Einfuhrung in die Geschichte der Soziologie. Leske;
Budrich. Opladen, 1992.
Robertson lan. Sociology. Worth Publishers, Inc. New York, 1977.
Soziologie Heute X. Soziologie als Beruf. Furth, Peter und Mathias
Greffrath (hrsg.). Sender Freies Berlin (Manuskript), 1976.
Stewart Elbert W. & James A. Glynn. Introduction to Sociology. McGraw,
Hill Book Company, New York, 1971.
Sulkunen Pekka. Johdatus sosiologiaan (Введение в социологию). WSOY,
Juva, 1987.
Thompson Kenneth. Auguste Comte. The Foundation of Sociology. Nelson,
London, 1976.
Zeitlin Irving M. Ideology and the Development of Sociological Theory.
Prentice, Hall, Inc. En-glewood Cliffs, New Jersey, 1968.
История теоретической социологии, т. 1, под ред. Ю. Н. Давыдова. М.,
1995.
2. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ
2. 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ
Голландский социолог П. И. Боуман (1955) различает четыре стадии в
становлении социологии как самостоятельной науки:
1. Социология как часть общей философии социума, прежде всего
государства, права и морали, сформировалась в единую этическую и
религиозно-нормативную систему.
2. Социология сближается с естественнонаучным мышлением и начинает
изучать естественные закономерности.
3. Социология уже существует как самостоятельная наука, которая, однако,
использует методы других наук, прежде
|
|