Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Социология и Социальная работа :: Эркки Калеви Асп - Введение в социологию.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 56
 <<-
 
я определенной группы населения.
 Дискриминация может проявляться как в бытовой сфере, например, запрещение 
посещения ресторанов, других общественных мест, так и в производственной сфере: 
запреты на црофессии, труднодоступность образования, невозможность успешной 
карьеры, что в конечном итоге приводит к снижению материального уровня или даже 
обнищанию дискриминируемой группы.
       2. У представителей меньшинства, как правило, развивается чувство 
коллективной солидарности и единства и даже взаимопомощи в результате пережитых 
вместе притеснений и пройденных вместе испытаний.
       3. Меньшинства обычно не только социально отдалены от основного социума 
(аутсайдеры), но иногда изолированы и физически. Нередко они проживают в 
компактных поселениях или в определенных городах или регионах страны (обычно не 
лучших). В меньшинствах, как правило, наблюдается «эндогамия», т. е. заключение 
браков внутри данной группы. Между членами меньшинства и болыпинства брак 
заключается весьма редко.
       При этом каждая из сторон имеет свои причины: представители большинства 
не идут на это из соображений социальной иерархии и чувства своего 
«превосходства», а члены меньшинства — с целью сохранения исконной культуры 
группы.
       Термин «меньшинство» условен, он не всегда отражает реальный 
количественный состав группы. Группа меньшинства, в таком аспекте, который был 
представлен выше, не обязательно меньше по количеству членов, чем группа 
большинства, но она является дискриминируемой и подчиненной с социологической 
точки зрения. Например, в Южно-Африканской Республике небольшая группа белого 
населения долгое время доминировала, управляла большой группой черного 
большинства (которая в этом случае считается «этническим меньшинством»).
       Американский ученый Луис Вирт (1956) (Louis Wirth) дает свое определение 
«меньшинства», особенно подчеркивая отношение к нему основной части населения. 
«Меньшинство — это группа людей, отличающаяся по своим физическим, культурным 
или иным свойствам от остального общества, которое и относится к этим людям как 
к отличающимся и особенным. Предпосылка для существования меньшинств — это 
наличие соответствующей, господствующей группы, которая обычно имеет более 
высокий статус и большие привилегии» .
7. 2. 2. этноцентризм
       Этноцентризм — это общая концепция или точка зрения отдельных людей, 
согласно которой собственный народ, социальный слой, собственная раса или некая 
собственная группа выдвигается на центральное место как превосходящая все 
остальные и превалирующая. С понятием «этноцентризм» связаны как положительные 
последствия (в меньшей мере) — например, патриотизм, чувство национального 
достоинства, так и негативные (в основном) — дискриминация, национализм, 
шовинизм, сегрегация.
       Этноцентризм свойственен каждой группе, которая является в какой-то 
степени независимой, самостоятельной и сознающей свой идентитет. 
Этноцентрические позиции «выгодны» самой группе тем, что с их помощью группа 
определяет свое место среди других групп, укрепляет свой идентитет и сохраняет 
свои культурные черты. Однако крайние формы этноцентризма связаны с религиозным 
фанатизмом и расизмом и ведут даже к насилию и агрессии (Сарессало, 1977, 
50-52) (Saressalo).
       В концепцию этноцентризма входит и понятие «стереотип». В данном случае 
это принятые какой-либо группой обобщенные, схематические представления о 
других группах, об их культуре и свойствах. Стереотипный способ реагирования — 
это долговременное, стабильное и, несмотря на новый, даже совсем свежий опыт, 
непреклонное представление о поведенческих чертах других людей или групп, а 
также твердое мнение о каких-либо организациях или социальных формированиях (ср.
 Харт-фелд, 1976) (Hartfield). Стереотипы напоминают предубеждения, для них не 
нужны логические обоснования, и даже их объективность и правдоподобность не 
всегда бесспорны (Сарессало, 1977, 50).
       Американский социолог Уильям Г. Самнер (1960) (William G. Stunner) 
изучал возникновение этно-центризма среди первобытных народов и пришел к выводу,
 что почти каждый из этих народов претендовал на особое место, «датируя» его 
еще сотворением мира. Об этом свидетельствует, например, следующая индейская 
легенда, изложенная М. Херсковичем (1951) (М. Herskovits):
       «Чтобы увенчать свою созидательную работу, Бог вылепил из теста три 
человеческие фигурки и положил их в жаровню. Через какое-то время он с 
нетерпением вынул из печки первого человечка, наружность которого была слишком 
светлой и потому неприятной. Он был «непропечен» и внутри. Скоро Бог достал 
второго; этот удался на славу: он был красиво коричневым снаружи и «спелым» 
внутри. С радостью Бог сделал его основателем индейского рода. Но третий, к 
сожалению, за это время сильно подгорел и стал совсем черным. Первый персонаж 
стал основателем белого рода, а последний — черного». 
       Подобные легенды и мифы характерны для предрассудков этнической группы. 
Под предрассудками, по определению американского ученого У. Уивера (1954) (W. 
Weaver), подразумевают «оценку социальных ситуаций на основе заранее освоенных 
идей и ценностей, без эмпирического доказательства или рационального и 
логического хода рассуждений». Исходя из мифологического мышления, собственная 
группа обладает всеми достоинствами; она живет на радость Бога. Характерные 
черты каждой подобной группы, как говорилось выше, возводятся еще к сотворению 
мира и являются или даром, или ошибкой создателя. При этом собственная группа, 
разумеется, причисляется к «избранному народу». Подобный взгляд содержит 
расовую мотивацию; с ним связана вера в то, что успешная деятельность людей 
зависит от и
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 56
 <<-