|
клада оказали сильное влияние на мышление
многих социологов.
Социология является очень молодой наукой. Ее основоположником считается
французский философ Огюст Конт (Auguste Comte, 1798-1857). Немаловажной
причиной этого является то, что именно он начал употреблять название
«социология» (лат. socius — товарищ, societas — общество и греч. logos —
учение). Вторым основоположником социологии считается единомышленник и друг
Конта — Клод Анри де Сен-Симон (Claude Henri de Saint, Simon, 1760-1825).
Научные взгляды Сен-Симона формировались, с одной стороны, под влиянием
просветительства, с другой — постулатов консерватизма. Суть его
научно-практической деятельности — социальная критика и новаторство.
Современное ему общество он характеризовал как индустриальное и видел в нем
существенные противоречия и деструктивность. Так, он резко критиковал
излюбленные консерваторами идеи стабильности и равновесия общества, за что
приписывается к числу предшественников социализма.
Рассматривая общественное развитие, Сен-Симон видел характерное для него
постоянное чередование организованных периодов с критическими стадиями. В
первом случае проявляется социальная интеграция, во втором — противоречия и
релятивизм ценностей. Сен-Симон видел путь решения общественных проблем, в
частности улучшение положения рабочих, в морально-религиозной реформе. Эта
реформа в идеале должна была базироваться на добровольном желании владельцев
предприятий улучшить условия рабочих. Такого, естественно, не происходило, и
рабочие должны были бороться за свои интересы сами. Безусловная позитивность
интенций, но практическая их нереализуемость — вот причина, по которой К. Маркс
и Ф. Энгельс называли Сен-Симона утопическим социалистом.
Сен-Симон впервые предложил планирование как способ управления
хозяйством, и поэтому его можно считать также одним из основоположников
экономической социологии. Сен-Симон верил в значение науки и силу разума.
Сен-Симон назвал «социальной философией» ту область знаний, которую Конт
именовал «социологией».
Конт родился в южной Франции в городе Монпелье в католической,
чиновничьей семье, имевшей v^ монархические взгляды. В 1814 году он поступил в
парижскую элитную школу Scole polytechnique, где готовили чиновников высших
рангов для системы общественного управления. В обучении особое внимание
уделялось естественным наукам и математике. Конту пришлось бросить учебу уже в
1816 году, когда школу из-за нестабильной обстановки закрыли. Ее открыли снова
в 1830 году, и Конт получил там уже место преподавателя. В промежуток с 1817 по
1824 год он был секретарем и помощником Сен-Симона.
Мировоззрение Конта формировалось под влиянием философии
просветительства, а также тех политических переворотов, свидетелем которых он
оказался. Он наблюдал также начало промышленного переворота и постоянные споры
между наукой и религией. Его личная судьба складывалась драматично: в 1851 году
он лишился своей постоянной работы и жил после этого на гонорары за свои книги
и на деньги, собираемые для него его друзьями.
Конт читал цикл лекций, в которых формулировал свои социологические идеи.
На основе этих лекций он написал впоследствии свое главное произведение —
шеститомный «Курс позитивной философии». Конт стремился предотвратить моральное
разложение общества и организовать общество заново по законам «позитивного
гуманизма». Он подчеркивал самоценность идей как основу общественного строя и
придавал особое значение тем идеям, которые укрепляли бы моральный порядок.
Социология Конта является своего рода «социальной физикой», с помощью которой
он хотел утвердить общественные законы и организовать общество заново по
избранной им системе ценностей.
Конт пытался применять принципы философии просветительства в решении
коренных проблем своего времени и пришел к теории социологического развития,
которая базировалась на разуме и системе господствующих социальных ценностей.
Конт различал в развитии человечества три стадии: теологическую, или
воображаемую, метафизическую, или абстрактную, позитивную, или научную. На
первой стадии человек понимает природные явления как результат действия
сверхъестественных сил, духов и богов. На второй стадии все явления объясняются
как результат действия абстрактных причин, идей, мировоззрений и сил. На
третьей стадии человек занимается наблюдением природных явлений и поисками
закономерностей между ними. Таким образом, эмпирическое познание вытесняет
мифологически-религиозное. Управление действием и мышлением получает
материалистическое основание.
На третьей, или позитивной, стадии происходит соединение теории и
практики: знание законов, определяющих события, делает возможным управление
событиями.
Приведенная ниже таблица отражает трехступенчатую модель Конта. Из нее
видно, что позитивная ступень связана с эпохой индустриального общества, когда
социология становится одной из ведущих наук, и ученые вместе с руководителями
промышленности занимают ведущее положение в обществе.
Стадия развития
Теологическая
Метафизическая
Позитивная
Первопричина развития
Скрытые силы
Абстрактная сущность
Взаимоотношения явлений
Области науки
Теология
Математика
Социология
Руководитель
Священник (воинская элита)
Юрист (священство)
Ученый (руководители промышленности)Общественная форма
Милитаризованная
Юридическая
Индустриальная
Тип социальной единицыСемья
Государство
Народ
|
|