|
ьтаты своего труда и вступают таким образом в оживленный социальный обмен.
Имея в виду выигрышный социальный обмен, люди с удовольствием вступают в
контакт с теми индивидами или группами, которые могут оказаться полезными в
достижении их целей. По теории социального обмена влечение к человеку или
группе возрастает в той мере, в какой это способствует достижению цели. Важным
мотивом взаимодействия может также служить феномен социальной сопоставимости:
человек пытается анализировать и оценивать свои способности и успехи по
сравнению с другими. Мотивами взаимодействия, естественно, могут быть и
влечение и симпатия к другому (Г. Висведе, 1991) (G. Wiswede).
Для социального обмена хорошие предпосылки создает компетентность,
которая означает владение ресурсами, т. е. силовыми запасами. В этом аспекте
взаимодействие можно понимать как социальную способность, определяемую
социальным интеллектом и социальной компетентностью. Наблюдение ситуации и
реагирование — важная составная часть взаимодействия: анализ предшествующей
ситуации определяет последующие этапы продвижения в процессе взаимодействия (Г.
Висведе, 1991).
Наиболее явная форма социального взаимодействия — это коммуникация с
помощью общественно принятой системы символов. Одна из важнейших систем
символов, которая обеспечивает возможность общения, — это, конечно, язык. Есть
мнение, что люди не реагируют на поступки и деяния друг друга как таковые, а
лишь на их значение (А. Эскола, 1982) (A. Eskola), так же человек в ходе
коммуникации взвешивает высказывания собеседника, касающиеся его собственной
деятельности, качеств и т. п., и расценивает их в свете своих ожиданий. Слово —
это материальный знак, имеющий определенное ментальное содержание, на которое,
собственно говоря, и реагирует реципиенс (т. е. воспринимающий это слово),
реагирует, воспринимая и «дешифруя» этот материальный знак. Слово как ярлык
привязано к своему содержанию, к тому, что оно называет условно. Иначе были бы
невозможны разные номинации (например, «стол» и «table») для одного и того же
предмета. Эти соотношения глубоко и полно описаны в лингвистической теории
номинации.
Поступок, действие в общем-то также имеют как внешнюю сторону, так и
внутреннюю, содержательную. Если бы интенции и их акциональное оформление
всегда совпадали, не было бы лицемерных поступков и нелогичного поведения. Так,
например, негативное действие — нанесение удара — может иметь и однозначно
негативное содержание (в драке мужчин — агрессия, озлобленность и т. и.) и в то
же время может быть вызвано таким чувством как ревность, которая, как известно,
является «оборотной стороной любви» и не представляет собой «в чистом виде»
ненависть или агрессивность. Реакция, решения и поступки индивида во многом
зависят от сформированных им самим, а также воспринятых от собеседника значений.
Социальное взаимодействие — один из самых существенных аспектов социального
поведения и, как было упомянуто выше, настолько многосторонне, что с трудом
определяется однозначно.
Некоторые социологи используют вместо понятия «взаимодействие» термин
«коммуникация», понимая коммуникацию шире, чем только как ситуацию «face to
face» (лицом к лицу). Однако условились считать, что в понятии «коммуникация»
наиболее важен объект коммуникации, т. е. то, о чем говорят, в то время, как в
понятии «взаимодействие» на переднем плане — социальное отношение участников, т.
е. «кто есть кто» (Р. Бонсак, 1992) (R. Bohnsack).
5. 4. 1. Роль
Роль — это модель или тип поведения, ожидаемые в социальной группе от
людей, занимающих разные позиции. Можно также сказать, что роль — это
совокупность ожиданий, прав и обязательств, направленных на человека как
обладателя определенной социальной позиции.
У каждого человека широкая сеть социальных отношений. Часть из них
временные, часть — долгосрочные и важные, В сети социальных отношений у каждого
—• определенная социальная позиция, на которую устремлены ожидания и которой
присущи устоявшиеся права и обязательства. Обладатель позиции вынужден вести
себя сообразно этим ожиданиям, правам и обязательствам, исполнять требуемую ими
роль.
Роль довольно стабильна: человек меняется, но его социальная роль
остается. «Исполнению» coциальной роли обучаются в процессе социализации,
ориентируясь на те ожидания, которые выставляет социум. Роль можно понимать как
«ответ» на совокупность ожиданий, устремленных на человека в обществе. Этот
«ответ» детерминирован его позицией, профессией, должностью, полом и другими
факторами.
Роль ставит своему исполнителю поведенческие пределы. Если поведение,
свойственное данной роли, не выходит за эти пределы, то оно удовлетворяет и
индивида и его окружение, т. е. отвечает требуемым нормам. У разных ролей
все-таки разные пределы дозволенности, и в каждой роли есть специфические
ситуации этой «дозволенности». Диапазон этой ролевой свободы может быть больший
или меньший, строгость соблюдения «ролевых» правил слабее или сильнее — так
называемая дихотомия роли. Например, актеру или представителю другой творческой
профессии позволительно многое, чего не позволяется священнику. Также чем выше
у индивида социальное положение, тем позволительнее ему «необычное поведение».
Латинское слово «персона» означает и личность, и маску, и роль. Античные актеры,
меняя маску, меняли одновременно роль, настроение — в общем, личность
персонажа. Широко известна метафора: жизнь — театр, человек в ней — актер.
Понятие роли ввиду его
|
|