|
ли иной
форме существовали власть, различные отношения между людьми, взаимовлияния и
споры. И всегда их стремились изучать и толковать, хотя и не под названием
социологии, поскольку она как самостоятельная наука весьма молода. Например,
уже Платон и Аристотель рассматривали вопросы, которые можно отнести к
общественным наукам и социологии. Так, Платон (427-347) разработал структуру
идеального государства, возглавляемого философами. В таком государстве особое
значение придается воспитанию. Государство занимает главенствующее положение, и
люди приспосабливаются к его принципам: человек — продукт государства.
Воспитание в этом случае преследует выгоду государства, целью воспитания
личности становятся интересы государства. Речь идет о ярко выраженной
коллективности, когда индивид — зависимая, а общество — независимая переменная.
Взгляд Аристотеля (384-322) является противоположным: индивиды образуют
общество и тем самым и государство. Качества индивидов определяют характер и
своеобразие общества. Естественно, что и целью воспитания при таком подходе
является индивид. Речь идет о концепции индивидуализма, по которой индивид —
независимая, а общество — зависимая переменная.
В полярности взглядов этих ученых отражается прежде всего их время,
обильное социальными переменами: Платон видел падение Афин, Аристотель — подъем
греческого города-государства.
Противопоставление индивид — общество было актуально всегда. Однако
раньше ученые старались при изучении общественных явлений и поведения человека
преподать, что нужно делать. Началом социологии можно считать тот момент, когда
стали выяснять, что люди в действительности делают. На смену
нормативно-дидактическому методу пришло изучение действительного поведения
людей и действительных социальных явлений.
Уже ранние исследования общественных вопросов, основанные на наблюдении
и опыте, стали подрывать веру в абсолютные и непререкаемые ценности. Появлению
новой науки, социологии, особенно способствовали идеи просветительства. Главные
из них следующие:
— человек способен познавать Вселенную;
— человек способен использовать природу для своих потребностей;
— наблюдение и способность к умозаключениям приближают к истине;
— критичность является одним из способов приближения к истине.
Эти постулаты явились новым критерием ценностей в научных исследованиях
и в познании жизни вообще. Родиной просветительных идей была Англия, но их
радикальные формы развивались и во Франции.
Одним из предшественников социологического мышления, теории и методов
социологии можно считать французского философа и историка Монтескье (1689-1755).
Он декларировал важность сравнительного исследования и взаимозависимость
социальных элементов общества, а также уделял особое внимание политическим и
государственным институтам. Он пытался определить предпосылки трех форм
государственного управления — демократии, монархии и деспотизма — с помощью
типизации. Попутно заметим, что классификация и типизация — главнейшие
«инструменты» любой науки. Ключевыми понятиями Монтескье среди прочего являются
факты, действительность, а также демографические и территориальные факторы.
Второй французский представитель ранней социологии Жан-Жак Руссо
(1712-1778) известен своей теорией, согласно которой человек хорош изначально,
по своей натуре, но общество «портит» его. По мнению Руссо, общественный
договор (contrat social) должен сделать совместную жизнь людей такой, чтобы в
ней реализовались идеалы свободы и равенства. Это могло бы осуществиться
наилучшим образом в маленьких обществах типа древних республиканских
городов-государств. Согласно Руссо, общество создано общей волей людей, и
законы общества являются выражением этой воли. С помощью референдумов
проверяется наличие, ослабление или отсутствие общей воли.
Руссо считается по многим причинам пионером социологического мышления.
Он уже ясно видел существование классов и классовых конфликтов, а также
общественное значение неравенства. Кроме того, он понимал значение общественных
перемен и роль человека в этих переменах как их зачинателя и руководителя.
Просветительные идеи воплотились в жизнь во Французской революции,
однако вызвали обратную реакцию и доминирование консервативной философии. По
сравнению с XVIII веком XIX век перемещает внимание с индивида на группу, а
также с критики существующего строя на его защиту, с социальных перемен на
социальную стабильность. Типичными понятиями этой эпохи стали традиция,
авторитарность, статус, связь, функция, норма, символ, ритуал. Общество
описывается при таком подходе следующим образом.
— Общество в действительности значительнее индивида. Без социальной
группы или связей индивид не имеет значимого существования: он приобретает свою
человеческую сущность только путем взаимозависимого участия в обществе.
— Общество состоит из отношений и институтов, и индивиды являются только
членами того и другого и при этом выполняют определенные роли и имеют
определенные статусы.
— Разные части общества взаимосвязаны, так что перемена в какой-либо
одной части потрясает общество в целом.
— Для нормального функционирования общества в его составе необходимы
малые группы: семья, соседство, религиозная группа, профессиональная группа и
некоторые другие. Названные группы являются основными, но не единственными
единицами общества.
— Равенство дурно, потому что оно разрушает установившийся в течение
времен порядок. Иерархия и статус равно необходимы в семье, церкви и
государстве; без них социальная стабильность невозможна.
Эти взгляды консервативного
|
|