Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Социология и Социальная работа :: Е.А.Тюгашев, Т.В. Попкова - СЕМЬЕВЕДЕНИЕ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 111
 <<-
 
перед 
остальными. Каждый такой партнер мог прийти в жилище родьи женщины только 
поздно вечером, после ужина, и должен был покинуть его рано утром, еще до 
завтрака. Тот, кто ночевал у женщины, оставлял оружие у дверей ее комнаты, что 
служило предупреждением для тех ее партнеров, которые могли прийти позднее. 
Партнеры женщины могли меняться: одни исчезали, другие появлялись. Кроме 
постоянных партнеров женщина была вольна вступать и в эпизодические связи с 
мужчинами.
      Чтобы оставаться постоянным партнером женщины, мужчина должен был нести 
по отношению к ней установленные обычаем обязанности. При завязывании отношений 
он дарил женщине кусок ткани на рубашку. Позднее он должен был делать ей 
небольшие подарки во время каждого из трех главных ежегодных праздников. Если 
партнер не делал подарков, то это было признаком прекращения отношений. Когда 
женщина рожала, то один или несколько ее партнеров должны были признать свое 
отцовство путем оплаты услуг повивальной бабки. 
      Но мужчина не нес по отношению к детям жены никаких обязанностей и не 
имел на них никаких прав. Он не жил с ними, не кормил их, не воспитывал их, не 
передавал и не имел права передавать им имущество. Весь свой труд он полностью 
отдавал родье. Кормил и воспитывал он только детей сестер.
      Семья или родья? Когда мужчина у наяров начинает проявлять нежность к 
жене и детям, то окружающие ожидают, что его родственники наймут колдуна с 
целью сжить его со света, из-за боязни того, что он будет тайком передавать 
жене и детям деньги и вещи, которые по праву принадлежат только родье и ее 
членам, и никому больше.
      Мужчина является, с одной стороны, братом, с другой – мужем. Если он 
отдает свою долю, исключая необходимое для поддержания собственного 
существования, племянникам, то ничего не остается детям жены. Если его доля 
поступает детям жены, то ничего не остается племянникам. Когда семья и родья 
существуют бок о бок, все, что получает одна, теряет другая. Поэтому родья и 
семья формировались в борьбе друг с другом.
      В отличие от семьи, которая всегда включала в свой состав помимо детей 
взрослого мужчину и взрослую женщину, состав родьи не был столь определенным. 
Соотношение числа братьев и сестер могло быть различным, в т. ч. возможным было 
наличие одних только сестер без родных братьев или одних только братьев без 
родных сестер. Все это затрудняло образование и функционирование родьей и 
делало границы между ними расплывчатыми. Существование родьи предполагало 
широкое распространение адопции, т. е. усыновления и удочерения.
      Родейные связи долго сосуществовали с семейными. Мужчина отдавал часть 
продукта сестрам, участвуя в содержании племянников. Покидая женско-детскую 
группу, мальчик оставлял и родную общину, и родную семью. Вступая в мужскую 
группу своего рода, но чужой общины, он переходил на содержание к братьям 
матери.
      На о-вах Тробриан существовала парная семья, которая была не только 
иждивенческой, но в определенной степени и хозяйственной единицей. Супруги 
совместно жили, совместно трудились на семейных огородах. Но значительную часть 
урожая с этих полей мужчина должен был отдавать мужу своей сестры. Становясь 
взрослыми, племянники переходили в деревню брата матери, где обзаводились 
семьей. После смерти дяди они наследовали все его основное имущество, прежде 
всего землю. У тробрианцев наблюдалось стремление богатых и влиятельных людей, 
в первую очередь вождей, обеспечить переход хотя бы части имущества не к 
племянникам, а к сыновьям.
      Если после образования двух общин продолжал сохраняться бродячий образ 
жизни, то это способствовало дальнейшему укреплению экономических связей между 
мужчиной и его семьей и соответственно все большему ослаблению его связей с 
сестрами и детьми сестер. Результатом было возникновение тенденции к замене 
перехода мальчика в группу братьев матери, т. е в мужскую группу его 
материнского рода, переходом в группу отца, т. е. в мужскую группу своей родной 
общины. Если раньше мальчики из женско-детской группы переходили 
непосредственно в мужскую группу дядей, то теперь они начали переходить 
первоначально в мужскую группу отцов и лишь затем из нее в мужскую группу 
своего материнского рода. Дальнейшее развитие состояло в постепенном увеличении 
времени пребывания в мужской группе своей общины и завершилось оно тогда, когда 
этот период стал охватывать всю жизнь мужчины.
      Брачные классы. Замена перехода мальчиков в группу дядей переходом в 
группу отцов привела к возникновению однопоколенного брака. Раньше мужская 
группа каждой общины состояла из членов лишь одного материнского рода. Мужская 
группа общины I состояла только из членов рода А, а мужская группа общины II 
состояла только из членов рода Б. Теперь же они начали состоять из членов двух 
материнских родов, причем границами, отделяющими членов одного рода от другого, 
стали границы между смежными поколениями. Мужчины, принадлежащие к смежным 
поколениям (отцы и сыновья), принадлежали к разным материнским родам; люди, 
отделенные друг от друга одним поколением (деды и внуки), принадлежали к одному 
и тому же роду. Это деление в равной степени затронуло женщин, родившихся в 
данной общине. Те из них, что принадлежали к смежным поколениям, тоже неизбежно 
стали относиться к разным материнским родам.
      Группы IА, IБ, IIА и IIБ – брачные классы. Совокупность людей, родившихся 
в общине I, состоит из групп IА и IБ. Половые отношения внутри этих групп 
исключены, ибо члены каждой из них принадлежат к одному материнскому роду.
      С переходом мальчиков в мужскую группу своей общины брак стал 
патрилокальным. Их женами не могли стать женщины своей общины, ибо они 
принадлежали к одному с ними материнскому роду. Жены их могли прийти только из 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 111
 <<-