|
другой общины. Сестры этих мальчиков должны были уйти в качестве жен в другую
общину. С окончательным оформлением этой системы браки стали заключаться только
в пределах одного поколения, лишь между членами строго определенных брачных
классов. В брак вступали люди, принадлежавшие к таким брачным классам, которые
относились одновременно и к разным общинам, и к разным родам. Иными словами,
браки были возможны только между членами групп 1А и 2Б и членами групп 1Б и 2Б.
В одном поколении вступали в браки члены групп 1А и 2Б, в другом – их дети,
которые принадлежали к группам 1Б и 2А, в следующем – потомство предыдущих,
принадлежавшее снова к группам 1А и 2Б. Таким образом, однопоколенные браки
возникли в результате действия сложного социального механизма.
Задания и упражнения:
1) Что такое семья и что такое родья? Как соотносятся эти понятия?
2) Раскройте жизненную трагедию сначала мальчика, а затем мужчины,
который разрывается между материнским и отцовским родом.
3) Обсудите в учебной группе вопрос: “В каких отношениях больше
заинтересованы мужчины и женщны: в родейных или семейных?”
4) Объясните феномен однопоколенного брака. При каких условиях нормативно
приемлем межпоколенный брак?
5) На материале произведений А.П. Чехова реконструируйте основные законы
родейных отношений.
Рекомендуемая литература:
1. Ольдерогге Д.А. Эпигамия. М., 1982.
2. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.
3. Чехов А.П. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад.
§ 5. Семейная община
Все в семье спят, а невестке молоть велят.
(Русская пословица)
Традиционная семья – большой многопоколенный коллектив, сопоставимый по
численности с родовой общиной. Семейная община возникала вокруг матери или отца.
Ее структура и организация определялись потребностями жизнеобеспечения и
самообороны.
Материнская семейная община – родственная группа, состоящая из 4–5
поколений потомков одной женщины. Укрепление родьи вело, с одной стороны, к
преодолению обособленности между мужскими и женскими ее членами, с другой — к
известному обособлению членов разных родей друг от друга. Родовые мужские дома
нередко сменяются родейными, которые находятся в непосредственной близости к
строению или группе строений, в которых жили женщины данной родьи. Встречалось
поселение всех членов родьи в одном жилище, состоящем из мужской и женской
частей.
Большая материнская семья – женско-детская группа родьи вместе с мужьями
женщин. Пришедший извне мужчина был непосредственно связан лишь с женой и
только через нее с другими членами этой группы. Если в родье не только женщины,
но и мужчины представляли собой единую группу, то в большой материнской семье
такую группу образовывали лишь женщины. Все они были не только членами одного
рода, но и близкими родственницами. Одни мужчины от рождения принадлежали к
данной группе, другие приходили в нее извне в качестве супругов женщин группы,
причем совершенно не обязательно из одного и того же домохозяйства. Мужья могли
отличаться и по родовой принадлежности, что, несомненно, отдаляло их друг от
друга, что обеспечивало женщинам известное преобладание в общественной жизни.
Усиление семейных связей вызвало к жизни большую материнскую семью и
превратило ее в домохозяйство. Однако дальнейшее их упрочение могло привести
только к ее распаду. Укрепление связи между мужем, с одной стороны, женой и
детьми — с другой, в обстановке развития обособленной собственности повлекло
ослабление связей между женщинами, составлявшими ядро большой материнской семьи,
отчуждение их друг от друга.
Патриархальная семейная община – группа из 3–5 поколений ближайших
родственников по отцовской линии, потомков одного предка, с женами мужчин
данной группы. Насчитывает до 200–300 человек. Жизнью общины руководит семейный
совет.
“Старший” – первый и образцовый работник, распоряжается повседневным
трудом. “Старшая” распоряжается женским хозяйством, в которое “старший” не
имеет права вмешиваться. Эти посты принципиально пожизненны. Отсутствует власть
отца над подросшими детьми, которые переходят в распоряжение “старшего”;
отсутствует власть мужа над женой. Сегментация идет в старшем поколении: “дети
без отцов не делятся”. Раздел имущества идет поколенно: “по отцам”. Затем по
числу женатых мужчин, затем по числу мужчин, подушно. Неделимо и неотчуждаемое
имущество общины – (в)отчина. Обособленное положение занимает покупщина. Личное
имущество, удерживаемое взрослыми мужчинами, появившееся в результате случайных
заработков – особина.
Патриархальная семейная община постепенно перерождается в отцовскую
большую семью с неограниченной властью отца и исчезновением выборности.
Возникает снохачество (“бабья повинность”).
Большая семья. В традиционном обществе ячейка, состоящая из членов одной
элементарной семьи, не могла быть достаточно устойчивой. Отсюда тенденция к
образованию многосемейных домохозяйств. Взрослые сыновья после вступления в
брак не отделялись, а продолжали вместе со своими семьями входить в состав
одной с отцом хозяйственной ячейки. Такого рода объединение обычно называют
большой, неразделенной, а также патриарха
|
|