|
«утопизму».
Седьмой этап (символически – с 1917 г. по сей день) можно считать
современным. На этом этапе состоялась реализация и крах марксистсколенинской
утопии казарменного социализма, жертвою которой оказалась целая треть
человечества, начиная с СССР. Никуда не делись и прочие многообразные утопии.
На этом этапе постепенно складывается понимание того, что социальный утопизм –
это отнюдь не чернобелое кино с разделением всего и вся на утопическое и
реалистическое, а те элементы сознания и нововведения, в том числе политики,
которые исходят не из объективных закономерностей и не из промысла божия, а из
произвольных представлений о желаемом будущем (которые часто выдаются за
научные или за некое откровение). Таким образом черты утопизма можно найти в
политике любого правительства любой страны мира и во взглядах любого политика,
философа, ученого, писателя, вообще любого человека.
Среди социальных утопий второй половины XIX – первой половины XX в.
наибольшее развитие получили марксизм и анархизм. Марксизм сделался к началу XX
в. основой широкого революционного движения и в своей экстремичной форме
(марксизмленинизм) привел к попытке реализации этой утопии («утопия
социализма») сначала в масштабах России, а затем, уже во второй половине XX в.,
в масштабах целой трети человечества. Но в 90х гг. XX в. эта утопия, как и
всякая утопия, потерпела крах, и к XXI в. от нее остались лишь быстро
деформирующиеся рудименты.
Анархизм, как общественнополитическое течение, сложился в 40—70х годах
XIX в., но его идейные истоки восходят к утопии Руссо и другим утопиям
XVII—XVIII вв., которые идеализировали патриархальную общину. Анархистская
концепция будущего, изложенная в работах Годвина, Прудона Штирнера, Бакунина,
Кропоткина, Реклю, Грава, Карелина, Фора и др., в самых общих чертах сводилась
к формуле «свободной федерации» автономных ассоциаций производителей – мелких
частных собственников с немедленным и полным упразднением государства,
«справедливым обменом» продуктов труда отдельных работников.
Заметим, что для утопизма характерно стремление создать детальную картину
будущего, втиснуть ее в рамки априорно заданной и «идеальной схемы»,
продиктовать своего рода «правила поведения» будущим поколениям. В
противоположность этому течению общественной мысли на протяжении XIX века
сложился позитивизм, для которого характерно агностическое отношение к
предвидению, особенно социальному, требование ограничиться описанием и
объяснением изучаемого объекта, попытки свести прогностическую функцию науки
только к чисто эмпирическим выводам из анализа и диагноза.
Парадоксально, но, будучи по сути своей утопистами, анархисты в
большинстве своем держались позитивизма и негативно относились к научному
предвидению. Будущее виделось им не как объективно необходимая, неизбежная
следующая ступень в истории человечества, а как результат чисто волевого акта
героевреволюционеров, способных увлечь за собой народные массы. Понятно, что
при таких взглядах сам процесс перехода к будущему состоянию не имел
существенного значения и ему не уделялось особого внимания. В итоге
политическая программа анархистов страдала непоследовательностью,
неопределенностью, непродуманностью. Ее несостоятельность в полной мере
проявилась в мировом революционном движении второй половины XIX – первой
половины XX в.
Еще одну группу социальных утопий представляют различные направления
либерального реформизма, собственно буржуазные утопии, восходящие к «Океании»
Гаррингтона (произведения Бентама, Г. Джорджа, Герцки и др.). Утопии такого
рода появляются в значительном числе и до сих пор.
Особую группу социальных утопий составляют теории феодального социализма
(Карлейль, Дизраэли, Рескин и др.), где будущее рисуется в виде возврата к
идеализированному прошлому средневековья. Разновидностью таких теорий являлся
поначалу христианский социализм (Ламенне и др.). Но на протяжении второй
половины XIX в. это течение приобрело самостоятельный характер, постепенно
превратившись в разновидность буржуазного утопизма. В XX в. на смену
исчезнувшим рабовладельческим и феодальным утопиям приходят фашистские, которые
справедливо расцениваются общественностью как антиутопии.
Сложнее обстоит дело с утопическим социализмом. Утопические идеи
СенСимона, Фурье, Оуэна и других социалистовутопистов первой половины XIX в.
просуществовали в виде соответствующих школ социальной мысли еще несколько
десятилетий после смерти их основателей, а в отдельных странах (особенно в
царской России и в ряде стран Востока) эти идеи сохраняли известное влияние до
первой половины XX в. включительно и даже позднее. Концепции будущего некоторых
социалистовутопистов (Бланки и др.) сложились хронологически почти
одновременно с марксизмом и сохраняли значение во второй половине XIX в. и
позднее. Рождались и новые социалистические утопии (Моррис, Беллами, Золя,
Франс, Уэллс, Дж. Лондон, Циолковский и др.), конкретная оценка которых
возможна только с учетом особенностей творчества того или иного утописта в
конкретной исторической обстановке.
Для утопии Беллами, например, характерны реформистские и технократические
иллюзии, что сближает ее с буржуазными утопиями. На Западе, особенно в США,
возникло множество клубов, члены которых пытались претворить эту утопию в жизнь.
В еще большей степени эклектичность, заимствование идей из различных
направлений утопизма – от феодального до анархистского – характерны для
утопических романов Морриса, Золя, Франса, Лондона, Уэллса. Однако высокое
художественное мастерство этих писателей делало их произведения незаурядными в
утопической литературе, даже при известном налете эклектизма. Их всемирная
|
|