Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Социология и Социальная работа :: И. В. Бестужев-Лада, Г. А. Наместникова - Социальное прогнозирование. Курс лекций
<<-[Весь Текст]
Страница: из 157
 <<-
 
«футурофобии» в обыденном сознании:
      1. «Футурофобия», в известном смысле, играет положительную роль для 
отбраковки идей (обычно – подавляющего большинства почти всех идей той или иной 
направленности), способных привести к порождению нововведений опасных, 
гибельных для общества. И поскольку инновационные силы сегодня значительно 
мощнее, все чаще успешно одолевают спасительный для общества «эффект 
футурофобии», необходимы искусственные механизмы, имитирующие его, для 
«испытания на прочность», точнее, на конструктивность каждого нововведения. В 
этих механизмах важную роль призваны сыграть различные способы «взвешивания» 
последствий намечаемых или реализуемых нововведений.
      2. «Футурофобия», если пустить дело на самотек, предоставить событиям 
развиваться стихийно, все еще достаточно сильна, чтобы подавить любое в 
принципе нововведение, причем отнюдь не исключено, что подавлено будет как раз 
конструктивное, позитивное и тем самым открыта дорога для опасного, гибельного. 
Таким образом, и с данной стороны необходимы искусственные механизмы, не 
позволяющие рутинному мышлению пресечь конструктивное нововведение в зародыше. 
Для этого нужно, вопервых, научиться отделять плевелы от зерен, т.е. 
потенциально конструктивные нововведения от потенциально разрушительных для 
общества. Вовторых, нужно научиться уберегать нарождающееся конструктивное от 
обычно господствующего рутинного. В обоих случаях «взвешивание» позитивных и 
негативных последствий также способно сыграть благотворную роль при одном 
условии: при четких теоретических установках, учитывающих сложный 
диалектический характер «эффекта футурофобии» в обыденном сознании.
      
Лекция 2
РЕЛИГИОЗНЫЕ, УТОПИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКОИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ТЕОРИИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
      
      Формирование представлений о будущем находилось в тесной связи с 
эволюцией первобытной мифологии от примитивных мифовсказок, фантастически 
истолковывавших наиболее простые явления природы, к мифам, объясняющим 
установление родовых нравов и обычаев, затем происхождение людей и мира в целом,
 а также судьбу умерших. На этой основе сформировались самые древние из 
существующих – религиозные концепции будущего.
      Помимо сравнительно примитивных концепций такого плана, которые либо не 
дожили до наших дней, либо не имеют значительного распространения, выделяются 
две, связанные с существующими мировыми религиями:
      а) сложившаяся в I тысячелетии до н.э. и более развитая 
индуистскобуддистскоджайнистская концепция, согласно которой история 
представляется в виде постоянной смены циклов регресса (охватывающих миллионы 
лет) – от «золотого века» к «концу света», затем «сотворения нового мира», 
вновь регресса и т.д. без конца. Счастливое будущее с таких позиций видится в 
том, чтобы «добродетельным поведением» избавиться от бесконечных 
«перевоплощений» души после смерти, от этого вечного «коловращения» мироздания 
и попасть в «нирвану» – качественно иное состояние, при котором отсутствуют и 
желания, и страдания. Такие взгляды характерны для современной религиозной 
идеологии в обширном регионе ЮгоВосточной Азии, и с ними приходится 
сталкиваться на международных конференциях или в «литературе о будущем» стран 
указанного региона;
      б) сложившаяся в I тысячелетии до н.э. – I тысячелетии н.э. и менее 
развитая иудаистскохристианскоисламская концепция, согласно которой «история 
будущего» представляется в виде прихода «спасителямессии», установления 
«царства божия», наступления «конца света», «Страшного суда», наконец, 
опятьтаки перехода в качественно новое состояние, «вечного блаженства» для 
праведников и «вечных мук» для грешников. С такими взглядами также приходится 
сталкиваться на конференциях и в литературе, причем, если это касается 
христианства, их пропаганда становится все активнее, поскольку частью верующих 
в очередной раз ожидается «конец света».
      Со времен завершения своего формирования тысячу и более лет назад 
религиозная эсхатология (учение о «конце света») не дала ничего существенно 
нового. Однако было бы ошибкой на этом основании недооценивать значение 
религиозных концепций будущего. Религиознофилософская мысль древних выработала 
целый комплекс идей, доживших до наших дней: идеи «воздаяния» в загробном мире 
сообразно поведению человека при жизни, провиденциализма (божественного 
провидения, целенаправленно определяющего ход событий независимо от воли 
человека), мессианизма (упования на приход «спасителямессии», который 
радикально изменит к лучшему существующие порядки) и т.д. Религиозные концепции 
будущего сыграли важную роль в социальной борьбе минувших тысячелетий. Они 
оказали сильнейшее влияние на эволюцию утопизма и разнообразной философии 
истории. Без них трудно понять особенности некоторых течений современной 
футурологии.
      В I тысячелетии до н.э. следом за религиозными концепциями будущего и в 
тесной связи с ними стали развиваться утопические концепции. Они отличались от 
религиозных тем, что «иное будущее» человечества определялось не 
сверхъестественными силами, а самими людьми, их разумом и действиями. В 
историкосоциологическом смысле утопия определяется как произвольное 
представление о желаемом будущем человечества, уже не связанное непосредственно 
с провиденциализмом, но еще не основанное на научном понимании закономерностей 
развития природы и общества. Объективно утопические концепции являются чисто 
умозрительными благими пожеланиями, надуманными искусственными конструкциями, 
оказывающимися в непримиримом противоречии с действительностью (что обычно и 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 157
 <<-